InoPressa: Россия подбрасывает топливо в иранский костер

На Западе с опасением следят за развитием российско-иранских отношений.

Тегеран одержал колоссальную пиар-победу, однако настоящий победитель – Россия, которой удается гнуть свою линию в регионе.

Об этом, как сообщает AZE.az пишет InoPressa. ” Для тех, кто с подозрением относится к иранской атомной программе, считая ее прикрытием для разработки ядерного оружия, АЭС в Бушере становится еще одной причиной для беспокойства”, – говорится в статье, опубликованной в The Christian Science Monitor.

Израильские “ястребы” также, возможно, опасаются, что время, когда можно было безопасно бомбить АЭС без последствия для гражданского населения, миновало.

Россия приняла опасное решение начать загрузку топлива в атомный реактор в Бушере, пишет на страницах Globe and Mail политолог из университета Торонто Орель Брон. Россия заверяет, что будет возвращать себе отработанное топливо. Однако с учетом плохого контроля над ядерными материалами в России, широкой системной, разъедающей российской коррупции, а также решимости Ирана трудно гарантировать, что Тегеран не получит доступа к расщепляющимся материалам, пишет автор. Как минимум, в ходе эксплуатации современного реактора Иран приобретет дополнительное ноу-хау, применимое в военных целях.

Но еще опаснее Бушер как знаковое явление, считает автор статьи: “Как раз в тот момент, когда новые санкции против Ирана становятся болезненными, Тегеран одержал колоссальную пиар-победу с крупными практическими последствиями”. Подготовлена почва для того, чтобы Кремль нарушал и другие санкции, пишет эксперт: российский шаг дал понять западным союзникам, что “перезагрузка” предполагает ограничения лишь для Запада.

По мнению Брона, есть три мотива, по которым Россия приступила к загрузке топлива именно сейчас: первый – ее напористость на международной арене, второй – ее энергичное соперничество с Турцией за влияние на Ближнем Востоке, третий – мнение Путина, что “Россия в силах манипулировать Ираном, укреплять региональное влияние Москвы и ограничивать влияние США”. За поощрение ядерных амбиций Ирана и срыв санкций Россия может заплатить очень высокую цену, заключает автор.

АЭС “Бушер” ни у кого не вызывает опасений, в том числе у Израиля и США, пишет обозреватель австрийской Der Standard. “АЭС рассчитана на производство мирного атома и находится под контролем МАГАТЭ и России, которая будет забирать обратно отработанное топливо”. Тем не менее израильская сторона уже заявила, что ввод в эксплуатацию “Бушера” “неприемлем”, ибо государство, нарушающее международные соглашения, не должно получать доступ к ядерной энергии. “Как правильно указывает Израиль, кажется чрезвычайно странным, что государство, против которого введены строгие международные санкции, нацеленные на ядерную программу, получает функционирующий реактор”, – замечает автор статьи.

Нельзя упускать из виду и такой вариант развития событий, по которому Тегеран выйдет из договора по нераспространению и, порвав с МАГАТЭ, вышлет всех инспекторов из страны. Однако это маловероятно, поскольку иранцам пока необходимы русские: режим не может производить топливо самостоятельно.

Электростанция, находящаяся под наблюдением России и МАГАТЭ, в целом не считается опасным продолжением иранской ядерной программы, отмечают авторы статьи в The Washington Post, сообщая, что Россия должна в течение 10 лет поставлять для нее урановое топливо, и уровень обогащение будет ниже необходимого для ядерного оружия. Однако иранские чиновники говорят, что боятся, не заставит ли Россию внешнее давление в конечном итоге прекратить поставки ядерного топлива. Руководитель организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи отметил, что у Ирана имеется негативный опыт с Германией и Францией, которые обещали запустить реактор, но затем отказались от своих обещаний.

Строительство завода началось более 35 лет назад и было прервано из-за революции 1979 года, войны с Ираком 1980-х годов и решения первого подрядчика, немецкой Siemens, выйти из проекта, напоминает издание. Иранское руководство и государственное телевидение воздержались от пышных празднований по случаю запуска АЭС. Президента Махмуда Ахмадинежада не было на открытии объекта.

Тегеран радуется тому, что сумел завершить начатое, несмотря на ужесточение санкций ООН, но главную победу, по мнению обозревателя La Stampa, одержала Москва. Участие российской стороны стало принципиальным моментом для того, чтобы АЭС начала функционировать. Москве удалось завершить начатое и не отклониться от собственных стратегических целей.

“Россия – вторая в мире ядерная держава и постоянный член СБ ООН. Но вместо того, чтобы присоединиться к жесткой позиции западных стран, Москва предпочла найти решение, на практике обеспечивающее Ирану право на развитие гражданского атома. В обмен на свою поддержку последнего раунда ужесточения санкций ООН Россия добилась того, что американцы и европейцы “вычеркнули” АЭС в Бушере из досье “иранского ядерного распространения”. В результате Россия получила, помимо крупного контракта на поставки, признание не только со стороны Ирана, но и со стороны многих других стран региона, пишет издание.

Благодаря Бушеру Москва вновь обрела вес в так называемой “группе 5+1” (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия), став единственной в “шестерке”, кто действительно выступает против распространения, сохраняет лояльность в отношении санкций и поддерживает серьезные контакты с Тегераном.