Ирада Ахундова «Без политики»

Ирада Ахундова, президент Ассоциации городов-побратимов Баку-Хьюстон. Ирада ханым, вот уже 15 лет живет далеко от родины, в США, но каждый год хотя бы на несколько недель приезжает в Азербайджан, чтобы повидать семью, решить некоторые рабочие вопросы и просто утолить жажду скуки по Родине. AZE.az представляет своим читателям интервью Айсель Омаровой Women’s Forum с Ирадой ханум.

– Ирада ханым, как вам Баку?

– Баку мне напоминает розарий, где каждое утро расцветают новые розы, появляются новые бутоны. Так и наш город. В каждый приезд он выглядит по новому – новые улицы, дороги, парки, дома. Родина, знаете ли, всегда тянет к себе…

– Переехать в США было трудно?

– Никогда в жизни не представляла, что буду жить там и, даже, никогда не мечтала об этом. Вообще, США не представляли никакого интереса для меня, так как мне больше нравилась Европа. Но, получилось так, что моего мужа Эдуарда Мамедова – ученого, специалиста по разработке катализаторов для нефтехимических процессов в 1996 году пригласили в Хьюстон, где он возглавил научно-исследовательскую лабораторию по катализу. До этого мы несколько лет жили в Испании и Саудовской Аравии. Трудно было переехать в США, потому что перед глазами впервые стоял вопрос «Куда я еду?». Я просто не знала «с чем едят эту Америку». Еще пугало то, что у нас там никого и ничего нет. Вот таки и переехали – с мужем, дочкой, парой чемоданов.

– Что поначалу было самым непривычным для вас?

– Это была новая жизнь, где тебе абсолютно ничего не знакомо. А самым ужасным было то, что после Саудовской Аравии я не поспевала за темпом жизни. В Аравии люди живут с той же скоростью, с какой передвигаются верблюды. В США же потрясает то, как все куда-то спешат, бегут, работают. Они даже разговаривают быстро. И еще меня поразил один факт: даже если вы не знакомы, они здороваются – в лифте, магазине, кафе, везде.

– Вы уехали в США за мужем, соответственно вы, так или иначе, подстраивались под его жизнь. Не считаете ли вы это жертвой? Не стоял ли перед вами вопрос, что я там вообще буду делать?

– Никогда наши выезды не считала жертвой. Напротив я даже благодарна мужу, за то, что имела возможность жить в разных странах, узнать много интересных людей. Правда, когда я прибыла в Хьюстон и увидела как то муж погрузился в работу, задумалась: «что буду делать я?». Но есть два факта, я неисправимый оптимист и очень деятельный человек. Стала работать в школе, где училась моя дочка, я же педагог. Работала заменяющим учителем, затем перешла в библиотеку, чтобы было больше общения. Далее занялась общественной деятельность, но параллельно продолжала работать педагогом запаса. Как видите я нашла себе занятие. Конечно, уважаю женщин, выбравших для себя путь: «дом – это все что у меня есть», но я больше предпочитаю быть активной. Кто-то счастлив от жизни в оболочке, кто-то нет…

– Вы счастливый человек?

– Да, я счастливый человек, вокруг меня столько замечательных людей, друзей, как я могу не быть счастливой?

– Кстати, о дружбе. Мне часто говорят, что сплотить наших соотечественников за рубежом сложно, но вы с этим успешно справляетесь. В чем формула вашего успеха?

– Очень горжусь тем, что у нас там одна большая семья. Нет азербайджанца в Хьюстоне, которого бы я не знала, и который, не знал бы меня. Несмотря на то, что живем достаточно далеко друг о друга, мы часто вместе собираемся, ходим друг к другу в гости. Когда я переехала в этот город нас было только четыре семьи. Мы часто встречались, собирались вместе. Потом, помню, приехала невеста одного из наших сограждан, совсем юная девушка. Я ей давала советы по хозяйству, объясняла как поступить в тех или иных жизненных ситуациях. Потом приехал еще кто-то и уже обратился к ней за помощью. Так и пошло по цепочке. У нас часто бывают женские дни, типа наших девичников, и на них я говорю: «девочки, берегите друг друга, вместе вы сила». Кстати, в этом году мы справляем 35-летие нашей ассоциации Хьюстон-Баку.

– Поздравляю вас! Расскажите нам, пожалуйста, как получилось так, что Хьюстон и Баку стали городами-побратимами и как создалась ассоциация?

– История началась в начале 60-х годов, когда между Советским Союзом и США были очень сложные взаимоотношения, или проще говоря «Холодная война». Тогда президент Эйзенхауер создал движение «города-побратимы», чтобы сблизить людей. Известно, что Хьюстон находится на берегу Мексиканского залива и считается нефтяным городом. В начале 70-х годов, был в Хьюстоне один известный нефтяной магнат Дови Деврис, который был очень богатым и уважаемым человеком. Он часто ездил в Баку по работе. Мэр города предложил ему возглавить движение «Города-побратимы», спросив, с каким бы городом он хотел бы наладить отношения. Дови Деврис выбрал Баку. Так что все начиналось с деловых отношений. Позже, уже в 1976 году XX века состоялась встреча между мэрами городов, тогда и был подписан меморандум о сотрудничестве.

– И когда началась ваша деятельность в организации?

– Я постоянно слышала, что Хьюстон-Баку города-побратимы. Поэтому когда я переехала в США, в Хьюстон, то первым делом начала искать контакты, чтобы познакомиться с людьми, занятыми этим делом. Тогда я познакомилась с ныне уже покойным Рафиком Кулиевым, ученым-математиком, который и направил меня в мэрию Хьюстона и объяснил, что мне нужно сделать, чтобы быть полезной в этом деле. Хотя я тогда и пошла в мэрию, серьезно меня не восприняли. Руководителем ассоциации тогда был иранец и мои самые искренние порывы вложить силы, эмоции в развитие отношений между двумя городами и освежить организацию были восприняты как «попытки захвата власти». Но прошло время. Однажды из мэрии города пригласили нас – наиболее активных азербайджанцев, живущих в Хьюстоне, в том числе и меня, и предложили «реанимировать» ячейку нашей диаспоры – ассоциацию «Хьюстон – Баку: города-побратимы». Сара Розин, американка, с которой я знакома еще со времен ее медицинских проектов, осуществляемых в республиканской больнице Баку, стала президентом ассоциации, а меня привлекли в качестве вице-президента. Я поначалу испугалась, что не осилю. Но господин Хафиз Пашаев, посол Азербайджана в США, поддержал меня словами: «Если не ты со своей энергией, то кто? Сколько интересных мероприятий ты организовала у себя дома, ты можешь работать и шире, я буду тебе помогать». Спустя некоторое время Сара сообщила мне, что намерена все передать в мои руки. Не хочу хвалиться, но среди 16 городов-побратимов мы – самые активные. Мэр Хьюстона Аннис Паркер и консул Мери Джарвис Джонсон назвали нас добровольными послами Азербайджана в Хьюстоне. Начинали мы с Саидой Хагверди и Риядом Эфенди. У нас хорошая команда, очень разные интересные люди – Мауд Бэк, Ханым Азиз, Мехрибан Эфендиева, Саттиш Харла и другие. Несмотря на то, что все ребята работают, причем большинство в нефтяном секторе, они находят время, чтобы участвовать в делах ассоциации. Мы все очень дружные.

– Ирада ханым, как американцы относятся к азербайджанцам?

– Нас хорошо принимают, очень тепло, с душой. На фестивалях с нами вместе танцуют яллы, поют национальные песни, не расходятся после официальной части, задают много вопросов о стране. Мы дружим не только между собой, но и с американскими семьями. Так что азербайджано-американское общение складывается замечательно.

Ирада Ахундова – хрупкая, нежная женщина, которая делает все, что в ее руках, чтобы люди не переспрашивали, что это за государство – Азербайджан, и где находится эта маленькая нефтяная страна. Она не занимается политикой, но играет определенную немаловажную роль на пути к становлению государственного имиджа. А еще, она просто мама, которая очень гордится успехами своей дочери.