Власти Ирана начали готовить граждан страны к тому, что верховному руководителю Исламской революции (рахбару) Али Хаменеи в скором будущем понадобится преемник.
Как передает AZE.az, новости о состоянии здоровья великого аятоллы превратились из табуированной темы в часть выпусков новостей, сообщает NEWSru Israel. Телевидение показывает членов руководства страны, которые посещают рахбара в больнице. Среди лидеров – нынешний и бывший президенты Исламской республики Иран, представители духовенства, политического, военного и судебного руководства.
Напомним, что в начале сентября аятолла пережил операцию на простате. Перед отправкой в больницу Хаменеи рассказал государственному телевидению Ирана, что операция носит рядовой характер и беспокоиться не о чем. "Опасаться нечего, – заявил Хаменеи. – Однако это не значит, что людям не нужно молиться".
Сообщалось, что операция прошла успешно. Уже после врачебного вмешательства Хаменеи выступил с рядом программных выступлений.
В Иране давно ходят слухи об ухудшающемся состоянии здоровья верховного руководителя государства, однако они впервые получили официальное подтверждение. Эксперты единодушны: Исламская республика на пороге второй за свою историю смены верховного руководителя.
В 1989 году скончался лидер Исламской революции великий аятолла Рухолла Хомейни. Преемником стал один из его ближайших сподвижников – бывший президент Ирана Али Хаменеи, которому тогда было 50 лет. С тех пор он бессменно руководил Исламской республикой.
Эксперты называют имена трех возможных преемников Хаменеи. Основным претендентом считается заместитель главы Совета экспертов Махмуд Хашеми Шахруди, который считается доверенным лицом нынешнего главы государства. В прошлом 66-летний богослов возглавлял судебную систему Ирана.
Шахруди известен своими консервативными взглядами и выступает за ограничение свободы СМИ и деятельности адвокатов. В то же время он многое сделал для облегчения участи преступников, не совершавших тяжкие преступления, а также освободил детей младше 12 лет от уголовной ответственности.
Именно ему Хаменеи поручил разрешить конфликт между верным верховному руководителю парламентом страны и выступившим против рахбара президентом Махмудом Ахмадинеджадом. Что не менее важно, Шахруди поддерживает командование Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР).
Вторым среди возможных кандидатов считается бывший президент Исламской республики Иран Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Влиятельный политик в 1989 году сыграл ключевую роль в процессе избрания Хаменеи главой государства и в конце того же года был избран президентом.
Однако ему может помешать возраст – 80-летний Рафсанджани на пять лет старше Хаменеи. Кроме того, близость Рафсанджани к реформаторам оттолкнет от него консервативный религиозный истеблишмент и командование КСИР.
Третье имя в списке преемников – аятолла Садек Лариджани, представитель одного из самых влиятельных кланов в иранском руководстве. Аятолла – родной брат председателя парламента Али Лариджани. Однако он считается аутсайдером гонки.
Аналитики отмечают, что смерть Хаменеи может вызвать новые массовые выступления в поддержку демократических реформ. Реакция властей на эти требования определит лицо Ирана на ближайшие десятилетия.
Согласно конституции Ирана, рахбар обладает огромными полномочиями, которые значительно превышают президентские. Он является верховным главнокомандующим и назначает начальника генерального штаба и командующего КСИР. Совместно с Советом целесообразности он определяет политику страны.
Высший руководитель – главный религиозный авторитет и верховный судья. Совместно с парламентом он определяет состав Совета Стражей конституции, который обладает правом вето всех государственных решений. С санкции депутатов он имеет право объявлять войну.
Избирает рахбара Совет экспертов, глава которого, 83-летний аятолла Мухаммад Реза Махдави Кани, уже несколько месяцев находится в коме. Как полагают аналитики, в процесс избрания также вмешается командование КСИР.