Официальный Тегеран вновь выступил с предложением о посредничестве в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию.
Как сообщает AZE.az, спикер парламента Ирана Али Лариджани 30 июня прибудет в Азербайджан с официальным визитом.
В преддверии визита Лариджани в интервью Trend рассказал о сотрудничестве между Ираном и Азербайджаном, а также региональных конфликтах.
– Как вы оцениваете сотрудничество между парламентами Азербайджана и Ирана? Есть ли какая-либо программа для развития этого сотрудничества? Будет ли подписано какое-либо соглашение о сотрудничестве между двумя странами во время Вашего визита в Азербайджан, и в каких сферах Вы планируете наиболее всего развивать двусторонние связи с Азербайджаном?
– В первую очередь, должен сказать, что отношения между Азербайджаном и Ираном находятся на высоком уровне. Азербайджан – соседняя с Ираном страна, это мусульманская и братская страна. Между Ираном и Азербайджаном существуют исторические связи, опирающиеся на глубокие корни. С этой точки зрения, связи между двумя странами в различных сферах находятся на высоком уровне. К счастью, в последние годы на фоне развития политических, экономических, культурных и общественных связей двух стран ведутся дипломатические переговоры, и отношения продолжают развиваться.
Что касается межпарламентских связей наших стран, организована группа дружбы между парламентами, они поддерживают постоянную связь друг с другом и проводят обсуждения. Мы встречаемся с нашими азербайджанскими друзьями и на международной арене, ведем с ними переговоры. Наши межпарламентские связи находятся на удовлетворительном уровне, но мы можем улучшить их, проводить обмен опытом. Парламенты двух стран могут принять некоторые совместные законы, благодаря которым можно создать еще лучшие условия для инвестирования. Этим мы можем расширить сотрудничество между парламентами наших стран в сфере законодательства.
Другой областью, в которой мы можем сотрудничать, являются международные межпарламентские сообщества. Обе страны являются членами Межпарламентского союза ОИК и Международного парламентского союза. В этих организациях мы совместно можем обсуждать многие вопросы, в том числе ситуацию в мусульманских странах, международные вопросы, а также вопросы, представляющие взаимный интерес для обеих стран.
Третьей областью, в которой мы можем сотрудничать, является поддержка парламентами обеих стран реализации проектов межгосударственного значения. Потенциал наших парламентов может сыграть вспомогательную роль в реализации межгосударственных политических, экономических и общественных проектов. Имеется ряд важных вопросов, которые должны обсуждаться в политической плоскости. Это ряд региональных вопросов и вопросы, представляющие взаимный интерес для обоих государств, которые будут обсуждаться во время моего визита в Азербайджан.
Между парламентами Ирана и Азербайджана заключены некоторые соглашения о сотрудничестве. Во время моего визита мы можем подписать и ряд других соглашений в сферах, представляющих интерес для азербайджанской стороны.
– Иран неоднократно заявлял, что готов выступать в роли посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Какой вклад может внести Иран в решение этой проблемы?
– Мы и ранее говорили и сейчас повторяем, что региональные конфликты должны решаться посредством проведения переговоров внутри региона. Опыт показывает, что когда в решение региональных конфликтов вмешиваются большие страны, то этот конфликт затягивается. Они преследуют свои цели в этом вопросе.
Минская группа ОБСЕ уже долгие годы ведет переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Какие результаты достигнуты? Как они отнеслись к решению данной проблемы? С этой точки зрения мы обоснованно считаем, что переговоры, проводимые по разрешению подобных конфликтов, могут эффективнее проводиться внутрирегиона, поскольку страны региона могут лучше понять друг друга. Считаю, что непременно должен учитываться принцип обеспечения территориальной целостности страны, и обсуждения должны вестись внутри региона.
– Какой Вам представляется роль Ирана и Турции в урегулировании конфликтов в регионе? В чем заключается роль этих стран в решении проблем, существующих в регионе?
– Турция – очень важная страна и мы проводим с ней обмен мнениями в различных сферах. Общеизвестен факт, что сотрудничество между Ираном и Турцией в экономической сфере находится на высоком уровне. Турция также является для нас братской и дружеской страной, у нас искренние и добрые отношения с этой страной. Мы проводим тесный и продолжительный обмен мнениями по многим процессам, происходящим в регионе. Вождь Исламской революции имам Хомейни говорил, что мусульманские страны всегда должны быть дружны и едины. Стратегия Исламской Республики Иран выражается именно в этом. Если мусульманские страны, оценив существующий потенциал, объединятся, то могут предотвратить вмешательство в дела региона многих стран, желающих создать там проблемы. Мы можем указать на сотрудничество между Ираном, Азербайджаном и Турцией как на образцовое сотрудничество в регионе. Все три государства прекрасно понимают и общаются друг с другом, сотрудничая во многих сферах.
– Вы являлись официальным представителем Ирана в переговорах со странами "5+1" и секретарем Высшего совета по национальной безопасности Ирана. Что Вы считаете загвоздкой в отношениях между Ираном и странами Запада по ядерной программе Ирана, и в какой сфере и на каких условиях должны вестись обсуждения, чтобы был достигнут результат?
– В самой ядерной программе Ирана никаких загвоздок нет, поскольку для ведения мирной ядерной деятельности существует специальная правовая система, которую разрабатывает МАГАТЭ. Страны, подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия, осуществляют деятельность под контролем этой системы. Эта организация должна оказывать поддержку стране, являющейся членом МАГАТЭ в сфере мирной ядерной деятельности, а также помощь, если она в ней нуждается. Думаю, что существующая проблема в обсуждениях, связанных с мирной ядерной деятельностью Ирана, заключается в том, что США и страны Запада используютполитику "ограничения" против Ирана. США и страны Запада не хотят, чтобы мусульманская страна обладала знаниями в сфере ядерной технологии. Они хотят сосредоточитьядерные технологии в своих руках. Запасы природного горючего когда-то будут исчерпаны, поэтому они уже сейчас думают о будущем. Они хотят, чтобы мусульманские страны зависели от них после того, как иссякнут природные богатства. Поэтому они притесняют мусульманские страны в этом вопросе. Другим немаловажным фактором является то, что новые технологии сами по себе создают потенциал для развития науки в мусульманских странах.
Страны Запада обеспокоены не только тем, что Иран обладает ядерной технологией, но еще и тем, что он достиг успехов в сфере других новых технологий. Основная проблема заключается в том, что они не хотят мириться с переменами, происходящими сегодня в мире. Сегодня невозможно ставить запреты на занятия наукой. Другим странам тоже должны быть созданы условия для развития в сфере новых технологий. Вопрос ядерной деятельности Ирана столкнулся с недоброжелательной политикой США и западных стран. Неоднократно на проведенных со странами Запада обсуждениях, на закрытой встрече они говорили одно, а после встречи выражали другую позицию.
– В последние дни иранские парламентарии раскритиковали деятельность некоторых государственных чиновников в экономической сфере, выразив недовольство обнародованной статистикой. Какие пути Вы предложили бы для осуществления исполнительными органами более законной деятельности? Как Вы расцениваете исполнение государством законов, утвержденных парламентом?
– В странах с сильной демократической структурой эти вопросы возникают всегда. Подобные вопросы существуют и в западных странах. Действительно, в некоторых диктаторских странах различные вопросы выдвигаются и управляются посредством единого мнения. Но Иран – страна, опирающаяся на народ и демократию. С этой точки зрения всегда могут быть определенные разногласия. В основном, разногласия в различных сферах возникают с целью определения направления. Так, парламент утверждает какое-либо правило для развития промышленной сферы, принимает решение, в какой форме оказать помощь развитию сельского хозяйства или же определяет пути решения некоторых проблем в экономической сфере страны.
Парламент как контролирующий орган видит ряд недочетов и недостатков в работе некоторых исполнительных органов и желает их устранения. В некоторых государственных структурах является естественным наличие недочетов, связанных с правонарушениями. Возможно, что исполнительный орган не исполнил какой-либо закон. В таком случае парламент обязан напомнить ему об этом и внести коррективы.
Рассмотрение нами вопросов преследует одну цель – произвести преобразования и внести коррективы. Мы осуществляем контроль, чтобы были выполнены требования закона, поскольку каждый закон утверждается во имя развития страны. В законе указано, каким должен быть уровень развития нашего сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Для достижения этого должны выполняться требования, указанные в законе. С этой точки зрения, контроль, проводимый нами, критика и замечания служат одной цели – довести страну до "пика развития".