Иран вполне мог бы использовать для своих экспортных поставок нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, а в будущем он может присоединиться к проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP).
Как передает AZE.az, визит министра экономики и промышленности Азербайджана Шахина Мустафаева в Иран оказался весьма плодотворным в плане сотрудничества между двумя странами в области энергетики. Министр, в частности, предложил Тегерану использовать инфраструктуру Азербайджана для поставок иранской нефти и газа на мировые рынки.
Так, Иран вполне мог бы использовать для своих экспортных поставок нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, а в будущем он может присоединиться к проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP). Азербайджан предлагает также Ирану использовать азербайджанские хранилища для природного газа, который может расходоваться в периоды роста потребления. Иранским партнерам предложено также расширить инженерно-техническое сотрудничество в нефтегазовой промышленности и наладить совместное производство оборудования для названной отрасли. Об этом пишет Haggin.
В свою очередь, Иран тоже ищет возможности для сотрудничества с Азербайджаном по вопросу экспорта газа, о чем сообщил глава Иранской национальной газовой экспортной компании (NIGEC) Алиреза Камали.
При этом не нужно путать имеющийся газовый контракт с компанией между сторонами по своповым операциям, которые обе стороны планируют в будущем расширить с «большим» экспортом. Сегодня Азербайджан поставляет газ в Нахчыванскую АР путем своп-операций с Ираном в пределах около одного миллиона кубометров в сутки. Но Иран уже производит около 700 млн. кубометров газа в сутки и ожидается, что в течение трех лет ежегодный рост добычи газа в стране достигнет 100 млн. кубометров в сутки.
Поэтому своповые операции не могут удовлетворить запросы Тегерана, и экспорт газа в соседние страны является одним из приоритетов Ирана. Поэтому Иран начал уже переговоры с Баку по вопросу совместных поставок газа на мировые рынки, то есть Тегеран уже вернулся к планам экспорта газа в Европу по трубопроводам. Более того, как отметил Камали, Тегеран и Баку провели переговоры по совместным инвестициям в проекты экспорта газа. А это уже серьезная заявка на возрождение проекта Nabucco, который в свое время не получил развития в основном как раз из-за санкций в отношении Ирана.
Азербайджан конкретно предлагает Ирану воспользоваться своей инфраструктурой для поставок нефти и газа на мировые рынки, особенно трубопроводами TANAP и Баку-Тбилиси-Джейхан. И это предложение с удовлетворением встречено министром нефти Ирана Бижаном Зангане.
Отметим, что интерес к TAP и TANAP выразил ранее посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пакайин. По его словам, этот вопрос уже рассматривается в министерстве нефти и Национальной нефтяной компании Ирана, и ведутся переговоры с SOCAR. Учитывая то, что TANAP будет сдан в эксплуатацию в 2018 году, у Тегерана еще есть время для принятия окончательного решения.
Надежным маршрутом поставок иранского газа в Европу считает ТАР и глава секретариата азербайджано-иранской межправкомиссии по сотрудничеству в торгово-экономической и гуманитарной сферах Мехди Мохташами. И действительно, Иран изучает различные маршруты поставок своего газа в другие страны, особенно в Европу, и одним из таких маршрутов является TAP. Предварительные переговоры стороны провели в ходе визита президента SOCAR Ровнага Абдуллаева в Тегеран и ответного визита в Баку замминистра нефти Ирана по международным вопросам Амирхоссейна Замани.
Иран располагает одними из самых больших в мире запасами газа, поэтому вопрос экспорта представляет для него острый характер. Здесь уже подписан контракт на продолжение строительства шестого транснационального магистрального газопровода, что позволит обеспечить не только газоснабжение западных и северо-западных районов страны, но и поставки иранского газа в Ирак, Турцию и далее в Европу. Документ подписан при участии гендиректора Иранской национальной газовой компании Хамида Резы Араки. В рамках контракта предполагается проложить трубопроводы общей протяженностью около 590 км. Эти многокилометровые трубы большого диаметра хотя и являются пока внутрииранскими, но явно рассчитаны на экспорт больших объемов газа.
И это особо актуализирует для Ирана проекты TANAP и TAP, которые к этому времени уже смогут принять иранский газ. Более того, иранская сторона выразила желание увеличить свою долю в проекте "Шах Дениз-2", где компания NICO владеет 10-процентным долевым участием. Стороны заявляют, что они имеют сегодня много направлений для сотрудничества в нефтегазовой сфере. Это и поставка газа через Иран в Нахчыванскую АР, и участие Ирана в TANAP и TAP, и сотрудничество в рамках проектов на Каспии, и своповые поставки, и хранение иранского газа в азербайджанских подземных газохранилищах, и совместное инвестирование в сферу энергетики, и т.д.
Конечно, стороны имеют широкие возможности для сотрудничества и в других сферах, которые представляют для них не меньший интерес. Можно назвать транспортный, банковский, аграрный и многие другие секторы экономики, по которым сегодня ведутся двусторонние переговоры. Но вопросы энергетики для обеих стран сегодня имеют приоритетное значение. С одной стороны, Ирану предстоит в постсанкционный период наращивать после застойных десятилетий экспорт нефти и газа, по запасам которых он занимает одно из лидирующих положений в мире. А Азербайджан, в свою очередь, уже теряет свои запасы нефти, но зато обладает в этой сфере мощной инфраструктурой, к которой и приглядывается сегодня Тегеран.