Известный музыкант: «Баку просто не узнать!»

В Баку сложились культурные традиции, еще связанные с Россией, но больше уже с Европой.

Как сообщает AZE.az, в Азгосфилармонии состоялся концерт классической музыки, в котором приняли участие известные исполнители – Мурад Адыгезалов и Мурад Гусейнов. Пианисты исполнили произведения Акшина Ализаде, Альфреда Шнитке, Густава Малера. Руководил камерным оркестром популярный виолончелист и дирижер, музыковед, автор прекрасной книги о Шнитке Александр Ивашкин.

Как отмечают критики, Александр Ивашкин – редкий тип музыканта. Он одновременно завоевал успех как виолончелист и как музыковед. Поэтому некоторым исследователям творчества этого музыканта трудно сказать, чем он больше всего увлекается.

Уехав из России в конце 80-х, Ивашкин сначала прожил восемь лет в Новой Зеландии, где успешно преподавал, играл с местными и австралийскими оркестрами, а самое главное основал ставший известным конкурс виолончелистов.

В 1999 Ивашкин перебрался в Англию, основав в лондонском Goldsmith University центр по пропаганде и изучению русской музыки. Как музыкант-виолончелист он концертирует по всему миру, в основном с современными произведениями. Ивашкин – автор прекрасной книги о Шнитке «Беседы с Альфредом Шнитке», сейчас готовит исследование о русской музыке «После Шостаковича».

Об этом и многом другом интервью «Эхо» с популярным виолончелистом, дирижером и музыковедом.

– Где вы сейчас живете?

– В свое время я закончил Гнесинскую академию музыки, а затем аспирантуру. Учился у Александра Кирилловича Федорченко, у которого учились известные исполнители: Тарасова, Князев и другие артисты. Жаль, что этот педагог слишком рано покинул этот мир. Долгое время я работал солистом в Большом театре. Потом, как известно, для людей искусства в бывшем СССР настали трудные времена. Чтобы выжить и не потерять профессиональных навыков, я уехал в Новую Зеландию, а потом переехал в Англию, где и живу до сих пор.

– В Лондоне вы работали по контракту?

– Сначала работал по контракту, сейчас нет.

– Скажите, как происходит отбор среди дирижеров, отправляющихся за рубеж?

– Дело в том, что я уехал из России как виолончелист. Там, куда я выехал, было вакантное место профессора виолончели. Я поехал туда и сыграл. Видимо, игра моя понравилась, и администрация учебного заведения заключила со мной контракт.

– Вы приезжаете в Баку во второй раз. Какие впечатления оставила у вас наша столица?

– Мне приятно дирижировать оркестром, где сольные партии на фортепиано исполняют Мурад Адыгезалов и Мурад Гусейнов. Оба эти музыканта не только большие знатоки мировой музыки, но и виртуозные исполнители. Мурад Гусейнов очень хорошо, в европейском стиле, чувствует стиль композитора Гайдна. Это не старый советский стиль. Это очень здорово.

Музыканты в оркестре тоже замечательные. Каждый из них мог бы быть хорошим солистом. Если сравнивать симфонический оркестр и камерный, то я отдаю предпочтение камерному. Наверное, потому что в камерном оркестре в основном играют молодые ребята, которые, образно говоря, горят желанием сыграть как можно лучше.

– А как вы находите бакинскую публику?

– Я считаю, что она замечательная, много интеллигентов. Здесь сложились старые культурные традиции, еще связанные с Россией, но больше уже с Европой. Американских традиций я у вас не чувствую.

– А это хорошо или плохо?

– Я думаю, что в известном смысле это, может быть, и хорошо. Потому что у вас можно составлять очень интересные программы из не слишком, скажем, популярных сегодня музыкальных произведений. Мы, к примеру, играем сегодня Шуберта и Малера.

А накануне я был на замечательном представлении, представленном родственниками Чарли Чаплина, которое прошло в Баку в рамках чеховского фестиваля. Это было феноменально. Не ошибусь, если скажу, что такое редко можно увидеть даже в Лондоне.

– Вы были знакомы со знаменитым бакинцем, прославленным виолончелистом Мстиславом Ростроповичем?

– Очень хорошо. Я с ним познакомился, когда мне было десять лет. Как мне кажется, я не был у него формальным учеником, он меня много слушал, мы много времени проводили вместе. Я о нем даже написал книгу. В прошлый свой приезд в Баку я побывал в Доме-музее Ростроповичей, где почтил его память.

Мне нравится культура Азербайджана, она, как мне кажется, не стоит на месте. У вас постоянно проводятся музыкальные и театральные фестивали. Достаточно вспомнить проведение летнего международного музыкального фестиваля в Габале…

Сейчас у вас в городе проходит Чеховский театральный фестиваль международных профессиональных коллективов. А как город ваш отстроили?! За четыре года, что меня здесь не было, Баку просто не узнать. Много появилось высотных зданий, все здания подсвечены снизу, и это создает романтический и несколько загадочный вид. И это здорово!

– Из Баку вы снова поедете в Лондон?

– Да, у меня там работа, я учу молодежь музыке, и у моих студентов начинаются экзамены. Так что до января я должен быть в столице Великобритании. Ну а затем меня ожидают мировые гастроли.