План по спасению азербайджанского маната продолжается, но вскоре страну ждут непростые времена.
Как сообщает AZE.az, автор книги "Банковское право в Азербайджане", директор юридической фирмы IJS Law Firm Акрам Гасанов заявил в беседе с echo.az, что "ограничение и последующее приостановление продажи американской валюты коммерческими банками Азербайджана активизировало работу "черного рынка". Как результат, теневая экономика поглотила манатную массу.
Граждане и частные предприниматели массово скупали доллары на "черном рынке" по очень высокому курсу – 1,85 маната за доллар. Именно ажиотаж вокруг доллара спас национальную валюту Азербайджана от очередной девальвации. Цель чиновников была именно в том, чтобы собрать у населения и бизнес-сегмента лишнюю нацвалюту, дабы не допустить давление на манат".
Напомним, что официальный курс маната был установлен на уровне 1,64 по отношению к доллару, но большинство коммерческих банков продавали американскую валюту за 1,70 маната. Но после того, как банки приняли решение приостановить продажу долларов, население массово начало скупать валюту у спекулянтов по 1,85 маната за доллар, потому что граждане были уверены, что завтра произойдет девальвация маната. "Большинство граждан в панике на последние деньги скупали иностранную валюту. В итоге, манатная масса в стране опять сжалась. Такой сценарий наблюдался в апреле-мае текущего года.
Центробанк знает, что сейчас мало кто покупает доллары, наоборот, население обратно меняет доллары на манаты, чтобы на что-то жить. Благодаря спецоперации, сейчас на манат меньше оказывается давление, но это краткосрочное явление. С точки зрения закона и ведения прозрачной экономики, действия финансовых органов были неправильными, но они смогли оттянуть девальвацию. Однозначно, к концу текущего года сценарий повторится, давление на манат усилится, так как многим компаниям понадобятся доллары для погашения обязательств и долгов. Кроме того, Центробанку опять придется начать кредитование национальной валюты, что приведет к росту манатной массы", – заключил А.Гасанов.
Несмотря на то, что на прошедших с 14 по 22 сентября торгах банки не смогли приобрести всю предложенную ГНФАР сумму, руководство Центробанка не стало приобретать остаток, дав возможность курсу маната несколько укрепиться. В связи с этим можно предположить, что ответственное за проведение в стране денежно-кредитной политики руководство ЦБА дало негласное добро на начало нового тренда на валютном рынке. То есть, в случае сохранения низкого спроса банков на доллары, предлагаемые Госнефтефондом, и отказа Центробанка приобретать избыточную валюту, скорее всего, манат по отношению к доллару будет укрепляться. И в данном случае лишь от Центробанка будет зависеть, насколько подорожает национальная валюта.
Между тем эксперт по экономике Немат Алиев считает, что причина в сложившейся ситуации состоит в слабости ненефтяного сектора и отрицательном сальдо в торговле страны. Положительное сальдо во внешнеэкономических операциях в 2014 году составило 8,2 млрд. долларов, в 2015 г. – 2,2 млрд. долларов. А за семь месяцев этого года уже импорт превалировал над экспортом на 167 млн. долларов, подчеркнул он.
"В условиях снижения притока в страну иностранной валюты, манат неизбежно дешевеет. Запасы Центробанка страны сократились за два года с 15 до 4,2 млрд. долларов. ЦБА прекратил валютные интервенции для поддержки маната, а Госнефтефонд стремится уберечь валютные резервы.
Во втором квартале года ГНФАР фактически приостановил трансферты в госбюджет. Так, в первом полугодии Госнефтефонд должен был перевести в госбюджет 3,8 млрд. манат, но фактически перевел 1 млрд. 760 млн. манат, и лишь 100 млн. манат во втором квартале года.
Эксперт усматривает в этом стремление ГНФАР придержать валютные запасы в ожидании новой резкой девальвации, чтобы выполнить бюджетные обязательства уже по новому курсу, используя меньшей объем валюты.
Несмотря на то, что объем госбюджета в долларовом исчислении сократился с 25 до 11 млрд. долларов, правительство не обеспечивает доходную и расходную части бюджета. В июне поступления в госбюджет от подоходного налога сократились на 49,4%, что говорит о закрытии предприятий и рабочих мест. Сбор налога на прибыль сократился на 22%, упрощенного налога – на 44%, НДС на 35%. Последний показатель является индикатором сокращения экономики, отметил эксперт.
Расходная часть бюджета в первом полугодии выполнена всего на 25%, что говорит о неспособности правительства обеспечить выполнение бюджетных заданий и будет вынуждено прибегнуть к новой резкой девальвации, считает Немат Алиев. Выход из ситуации эксперт видит в срочных мерах по развитию ненефтяного сектора, устранению монополий и коррупции, создании условий для добросовестной конкуренции, обеспечении свободы предпринимательства и либеральной среды в экономике.