Кабира Алиева: очень волнуюсь, выставляясь в Баку впервые за 19 лет. Интервью. ФОТО

Эксклюзивное интервью AZE.az с проживающей в Великобритании азербайджанской художницей Кабирой Алиевой, которая 20 апреля представит выставку работ на папирусе под названием “Зороастрийский след”.

– Кабира, расскажите немного о себе, где учились, какое направление оказало наибольшее влияние на Ваше творчество? Художник – это профессия, работа, хобби или смысл жизни?

– Я родилась в 1982 году в Баку. Рисовать начала с трех лет. Самым влиятельным педагогом для меня была Катана Гази Шарифова, которая приняла меня к себе совсем маленькой на учебу в детскую картинную галерею в возрасте четырех лет.

Рисовала я везде и всюду – на любой поверхности, рисовала сцены, которые никогда и не видела, будучи ребенком, фантазировала, придумывала разные образы, отношения, истории. Мне кажется, я с детства – иллюстратор (смеется). Рисование – просто неотъемлемая часть мой жизни. Я очень благодарна своим родным, которые с самого раннего детства поверили в меня, обратили внимание на мои способности, приложили усилия в мое развитие.

Так получилось, что в школе я заинтересовалась биологией. С 9 класса я решила, что это невероятный мир, визуальный и просто потрясающий источник идей для творчества. Так я поступила на биологический факультет. Параллельно я продолжала заниматься творчеством просто для себя. Сейчас очень рада тому, что получила научное образование. Практически не вижу границы между наукой и искусством – и создаю много идей по их совмещению и представлению в творческом мире. Творчество – это для меня смысл жизни, это моя работа и далеко не хобби. Это то, чем я должна заниматься. И чем старше становлюсь, чувствую больше ответственности за то, что должна передать свой мир зрителю, для которого он и предназначен.

– Что испытываете, выставляясь в Баку после многолетнего перерыва, и что ожидаете от предстоящей выставки?

– Очень волнуюсь, но надеюсь, что кого-то эти работы затронут. Этническая тема на Родине это далеко не сюрприз для жителей Баку, но я надеюсь, что они найдут что-то интересное для себя в том, как я выражаю свои чувства в нашей земле.

Безгранично радуюсь, когда мои работы людям на самом деле нравятся. Думаю, любая работа, которая оказывает положительное или отрицательное влияние на зрителя, несет в себе силу, определенную энергию, надеюсь, в моих работах больше положительной энергии и, соответственно, надеюсь, что они порадуют зрительские сердца.

Также надеюсь, что тема зороастризма еще раз заставит азербайджанского зрителя, как и меня, задуматься о том, в чем заключается уникальность нашего народа, откуда идут наши корни. Мне это очень интересно и похоже, я пытаюсь это все для себя разгадать подсознательно посредством искусства.

– Кабира, скажите, откуда у Вас возникла идея живописи на папирусе?

– На папирусе я начала активно работать года два назад. Меня очень привлекает текстура этой бумаги, натуральный цвет, мне нравится, что она мало обработана, от нее веет прошлым и чем-то загадочным, как и тема предстоящей выставки.

Фигурки как будто рисуются сами на этой бумаге – тушь и краски быстро растекаются по волокнам тростника, часто направляя движения моих танцующих пламенных персонажей.

– Для выставки в Баку Вы выбрали тему зороастризма, она пришла сразу, или Вы целенаправленно разрабатывали эту тему? Раньше Вы обращались в своем творчестве к теме язычества?

– Нет, тема пришла далеко не сразу, но сама по себе по окончании проделанной работы я удачно объединила мои новые образы. Мне только недавно удалось поездить по Азербайджану, увидеть природные источники огня, несколько зороастриских храмов – было очень интересно. Находясь в Йанар Даге я была заколдована огнем, его мистикой, его силой успокоения и сосредоточения. С тех пор, видимо, зороастризм меня и заинтересовал.

В своем творчестве раньше я к теме язычества не обращалась и хочу отметить, что зороастризм одна из самых древних моноэтнических религий в мире, а зороастрийцы не поклонялись огню, а воспринимали его больше как средство самоочищения и сближения с единым Богом мудрости Ахурамаздой. Огонь конечно же основополагающая часть той веры и особенно ярко выражена на нашей родной земле.

– Художник не представляется без вдохновения, откуда Вы черпаете свои идеи, желание работать, что дает Вам силы идти вперед?

– Иногда мне кажется, что творчество – это как волшебство и я думаю, что хоть на мгновенье ощутить себя волшебником – это потрясающее состояние! Каждого творческого человека я представляю, как некий канал для передачи чего-то очень важного для зрителя, а так же, как фильтр общества, всей окружающей среды.

Поэтому я не могу конкретно сказать откуда черпается вдохновение, наверное, отовсюду, может придти в самое неожиданное время, образы часто рисуются в голове сами по себе… Иногда трудно придумать названия, которые, в свою очередь, служат гидом для зрителя. Названия становятся очевидными позже, во всяком случае у меня так часто бывает. Это замечательный процесс самоанализа!

– Если б Вам представился шанс начать жизнь заново, Вы бы стали художником?

– Да, однозначно. Я благодарна силам свыше за то, что мне был предназначен этот путь. Это мой путь, куда бы я не сворачивала.

– Спасибо за интервью

– Большое спасибо Вам за интерес!