Певец, актер и композитор, а ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы снялся во многих кинофильмах. Но одну, специально написанную для него главную роль он так и не сыграл, поскольку съемки этого фильма в 1978 году были отложены. Более того, сам Полад Бюльбюль оглы ничего об этом до сих пор не знает.
Как сообщает AZE.az, эту интересную и загадочную историю рассказала автор сценария неснятого фильма Маргарита Малеева – вдова известного советского кинорежиссера Аждара Ибрагимова, пишет "Вестник Кавказа".
«Аждар Ибрагимов проработал на «Мосфильме» более тридцати лет, в качестве режиссера-постановщика создав такие фильмы как «Дела сердечные», «Любовь моя, печаль моя», «Звезды не гаснут», «Чудак» и другие. В некоторых из них он сыграл роли, к шести фильмам – написал сценарии. Свою жену Маргариту Малееву он также убедил поменять журналистскую работу в газете «Советская культура» на кино – вместе они писали сценарии к фильмам.
Кинематографисты, хорошо знавшие Аждара Ибрагимова, едины в оценке его фигуры – это был талантливый и преданный делу человек. Если он брался за фильм, то попасть на его съемочную площадку мечтали многие актеры. Они знали, что их ждет интересное творчество, и их работу – что очень было важно! – не станут омрачать административно-финансовые проблемы. Под режиссера Ибрагимова кинематографическое начальство смело давало денег сполна.
В 1978 году кинорежиссер пошел на необычный шаг – он решил снять музыкальную кинокомедию на кавказском материале. Тогда в советском кино можно было по пальцам пересчитать тех, кто отваживался работать в жанре музкомедии, поскольку Голливуд высоко поднял планку такими фильмами как «Серенада Солнечной долины», «Большой вальс», «Выходные в Калифорнии» и многими-многими другими. В качестве удачных советских образцов историки кино назовут «Веселые ребята», «Волга – Волга», «Небесные ласточки», «31 июня»… Но в целом советский кинематограф в этом жанре ощутимо отставал, создавая для режиссеров двоякую ситуацию: с одной стороны удачных сценариев на студиях страны очень ждали, но с другой – далеко не каждому режиссеру были они под силу. Музкомедия – сверхсложный жанр, требующий знаний и экранной реализации массы творческих закономерностей. Аждару Ибрагимову на его родном «Мосфильме» доверяли все, в том числе и музыкальную комедию.
«В сочинский санаторий я поехала летом одна, поскольку Аждар решил заняться подготовкой документов к началу съемок кинокомедии. Но телефон в моем номере звенел без конца – супруг уточнял детали сценария, обговаривал будущие сцены. А на пятый день вдруг сказал, чтобы я срочно возвращалась в Москву – возникла необходимость в сжатые сроки переделать сценарий для сдачи худсовету «Мосфильма», – рассказала мне Маргарита Малеева. – Но как мне в разгар лета срочно вылететь в Москву из Сочи? В те годы это было почти нереально. Сегодня, может быть, такие проблемы решаются просто – покупаешь билет или в кассе или по интернету, бывает, прямо перед вылетом. Но «прорехи» существовали и тогда, а связаны они были, как и сегодня, с большими деньгами. Хотя непросто было добраться до таких «прорех». Словом, влиятельные люди мне помогли выйти на спекулянта, который утром согласился достать билет на рейс в 16 часов, но за тройную цену. На следующий день он мог достать билет по двойной цене. Что делать? Сценарий требовал таких жертв – Аждар сказал, чтобы я не считала деньги, а срочно вылетала. На следующий день, бросив чудное море, я уже была дома в Москве, за письменным столом. Но худсовет принял сценарий сразу. Госкино открыло финансирование картины – нам даже уже были перечислены деньги. А это значит, что работа над картиной вошла в решающую стадию».
* * *
Будущую комедию назвали экстравагантно – «Я женился на теще». В основе ее были шутливые взаимоотношения между главным героем – художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля и его тещи. Она не доверяла своему зятю и, когда ее дочь-циркачка уезжала на гастроли, следила за ним, пытаясь установить, не подгуливает ли он втихаря. По задумке сценариста, главный герой и его ВИА уехали на Кавказ, на свадьбу друга, который живет в горном селе. В ансамбле поет симпатичная солистка Тамара, которая вызывает большие подозрения у тещи. Естественно, она тайно пускается за ними в путь, на расстоянии следя за поведением зятя.
Но если ансамбль доставили до горного села с относительным комфортом, теще пришлось пройти через трудности – добиралась она и пешком, и на ослике, чуть ли не на косогоре разбила палатку напротив «Дома колхозника», где расквартировался ансамбль. В бинокль наблюдала за окнами зятя… Когда ее обнаружили местные сельчане, она, пытаясь запутать их, заговорила по-французски, чем до смерти напугала пожилых горцев. Конечно же, те сразу доложили в селе – обнаружена американская шпионка…
На протяжении всего фильма должна была звучать музыка, герои – петь. С исполнителями ролей двух главных персонажей Аждар Ибрагимов определился сразу – сверхпопулярный тогда в СССР певец и композитор Полад Бюльбюль оглы и грациозно-интеллигентная Ирина Мирошниченко (она сыграла во многих фильмах Ибрагимова). Музыку и песни, получалось, должен был писать тоже Бюльбюль оглы, хотя это право надо было еще пробить на «Мосфильме», с которым сотрудничала масса известнейших советских композиторов. Но если Ибрагимов принимал решение, редко у кого хватало сил помешать его выполнению. Словом, режиссер определился с исполнителями и автором музыки окончательно. Оставалось их только отыскать по телефону и обговорить детали. Мирошниченко в Москве искать было просто – Ибрагимов и Малеева дружили с ней. Полад Бюльбюль оглы с головой ушел в работу – съемки передач, постоянные гастроли… Разговор с ним отложили на потом, до возвращения с гастролей.
Почему Аждара Ибрагимова заинтересовали взаимоотношения между тещей и зятем? Маргарита Захаровна объясняет это тем, что у ее мужа было совершенно отличное от устоявшихся штампов отношение со своими двумя тещами. Его первая жена очень рано ушла из жизни, детей фактически растила ее мама, но зять помогал ей во всем. Такие же ровные и добрые отношения были у него с мамой Маргариты Захаровны. «Тещи – это великолепные люди, которые хотят и детям, и внукам только хорошего. Тещей надо дорожить!» – повторял мудрый Аждар. Ни одного плохого слова о теще никто никогда от него не слышал. И по сценарию кинокомедии, теща у главного героя была прекрасным человеком, но щепетильным и неугомонным.
Все было готово к большой и интересной работе, и, казалось, что никакие препятствия не могли помешать осуществиться творческим планам. Вот-вот должен был вернуться в Москву Полад Бюльбюль оглы… Но жизнь богаче наших представлений о ней. В один из дней раздался телефонный звонок из Госкино СССР. Аждару Муталиевичу поручалось дело государственной важности – вложить свою профессиональную лепту в укрепление дружеских отношений между Советским Союзом и ближайшим капиталистическим соседом – Турцией. Режиссера попросили снять первый совместный советско-турецкий фильм по мотивам пьесы Назыма Хикмета «Легенда о любви». Госкино не случайно выбрало Ибрагимова, который хорошо знал и любил Турцию, долгие годы дружил с Хикметом, отказаться он не мог.
Фильм-притча вышел на экраны под названием «Любовь моя, печаль моя». Картина полюбилась многим зрителям в обеих странах. После нее Аждар Ибрагимов почти сразу приступил к съемкам фильма по мотивам другой пьесы Назыма Хикмета «Чудак». Сценарий к нему написала Маргарита Малеева. Съемки проходили в Азербайджане, где удавалось воссоздать атмосферу турецкой жизни второй половины XX века – бакинцы смогли доставить на съемочную площадку даже сверхдиковинные тогда автомобили «Мерседес».
Оригинальную поддержку съемочной группе оказал руководитель республики Гейдар Алиев. Кинематографисты жили с ним по соседству, в доме отдыха КГБ Азербайджана. Добираться до съемочной площадки они были вынуждены несколько часов из-за большого потока транспорта на улицах. В 40-градусную жару с артистов за это время стекал весь грим. Тогда Гейдар Алиевич предложил вариант – утром автомобили кинематографистов должны были пристраиваться к его кортежу с мигалками. Их путь сократился до 40 минут. Это существенно облегчало киногруппе работу.
Съемки фильмов по мотивам произведений Назыма Хикмета поглотили кинорежиссера. Его сотрудничество со всемирно известным турецким поэтом началось еще в 1957 году на Бакинской киностудии. Тогда Ибрагимов снял фильм по его сценарию – «Двое из одного квартала». Так обязательства режиссера перед другом-поэтом и двумя странами перечеркнули сценарий веселой музыкальной комедии про тещу и ее романтичного зятя. В середине 1980-х Аждара Ибрагимова попросили снять фильм – предвестник перестройки под названием «Неудобный человек». Картина имела широкий резонанс, поскольку в ней был откровенно показан конфликт деятельного хозяйственника с партийным комитетом. Затем началась и сама перестройка, а с ней – стремительное крушение всей страны, не говоря уже про ее кинематограф. Кому уж был дело до музыкальных кинокомедий про тещ! В 1993 году Аждар Ибрагимов скончался в возрасте 74 лет.
А Поладу Бюльбюль оглы так и не сказали, что он планировался в качестве исполнителя главной роли в несостоявшемся фильме. Маргарита Малеева уверена, что он и не сомневался бы, получив это предложение, – уж слишком добрыми были отношения между маститым режиссером Ибрагимовым и стремительно тогда набирающим популярность музыкантом и певцом Бюльбюль оглы. Во многих творческих вопросах они были единомышленниками.
«Пусть Полад Бюль-Бюлевич узнает эту историю из нашего с вами рассказа», – предложила мне Маргарита Захаровна.
Несколько раз вдова кинорежиссера Маргарита Захаровна Малеева хотела рассказать эту историю Поладу Бюльбюль оглы. Собиралась это сделать на вечерах памяти своего мужа, на встречах в посольстве, да как-то не складывались для подробного повествования благоприятные обстоятельства.
«Пусть Полад Бюль-Бюлевич узнает эту историю из нашего с вами рассказа», – предложила мне Маргарита Захаровна. Возможно, я кое-какие детали и упустил, составляя это описание, что немудрено, поскольку Маргарита Захаровна очень дотошный рассказчик. Ее память содержит множество красноречивых и точных деталей, которые она перечисляет с энциклопедической тщательностью. Слушать такие рассказы – одно удовольствие.
Кстати, сценарий той музыкальной кинокомедии по-прежнему находится у нее. И, возможно, появятся люди, которые захотят экранизировать веселую кавказскую историю, утвержденную для съемок худсоветом «Мосфильма» более тридцати лет назад. Исполнители ролей, конечно, потребуется другие, но и Ирина Мирошниченко, и Полад Бюльбюль оглы могут стать бесценными консультантами, в том числе и музыкальными. А главное, что они хорошо знали автора идеи фильма – Аждара Ибрагимова, следовательно, имеют полное представление о своеобразном почерке этого киномастера».