Возникает вопрос – почему нормы и принципы международного права оказались безрезультатными в карабахском конфликте?
Как сообщает AZE.az, на вопросы echo.az отвечает магистр, специалист по международному праву Вахид Алиев.
– Вы являетесь автором книги "Международно-правовой анализ нагорно-карабахского конфликта". Расскажите, с чего вы решили начать писать эту книгу?
– Дело в том, что эта книга целиком и полностью – моя диссертация, которую я писал по окончании факультета международного права Университетского колледжа Лондона (UCL). Я закончил ее писать в прошлом году и очень рад, что моим руководителем был известный профессор Кембриджского университета Роджер О'Киф, который специализируется в области международного права военных конфликтов.
Практически вся моя работа сделана со ссылками на иностранных авторов, и всего около 5% – на отечественных и армянских ученых. Это делает работу более беспристрастной, особенно для иностранцев. Хотелось, чтобы западная публика стала более осведомленной в этом конфликте. Моя книга сегодня существует на азербайджанском и английском языках, в будущем планируется перевод на русский и французские языки. К сожалению, пока книга не получила широкого распространения, но надеюсь, что в будущем удастся выпустить ее большим тиражом.
– Как раз хотела поинтересоваться, общественность Великобритании знает о карабахском конфликте?
– К сожалению, не только общественность Великобритании, даже ведущие эксперты недостаточно хорошо осведомлены о карабахском конфликте. Все познается в сравнении, например, об украинском конфликте, а также о Южной Осетии и Абхазии осведомлены гораздо больше.
На мой взгляд, каждый азербайджанец, проживающий за рубежом, должен рассказывать о карабахском конфликте своим иностранным друзьям, коллегам, чтобы они знали правду. А если есть возможность посвящать свои диссертации данной проблеме, то это еще лучше. Потому что армяне поступают именно так.
Учась в UCL, я смотрел работы армянских студентов, и большая их часть пишет именно о карабахском конфликте, со своей точки зрения. И как ни странно, их научными руководителями тоже становятся профессора университетов, но армянской национальности. Соответственно, в этом случае, в объективности данной работы стоило бы усомниться.
– Если общественность Великобритании недостаточно осведомлена о нашем конфликте, получается, наша диаспора и посольство должны работать более усиленно?
– Они стараются привлекать иностранцев на свои мероприятия… Но, видимо, надо усилить работу, и в частности со студентами, обучающимися в университетах Великобритании.
– Давайте вернемся к вашей книге. Скажите, какие аспекты в ней наиболее важны и до этого были слабо изучены?
– В моей книге предприняты попытки анализа и обсуждения в рамках международного права конфликта вокруг Нагорного Карабаха, который относится к числу так называемых "замороженных конфликтов", возникших после распада Советского Союза.
Основное требование Армении сводится к тому, что карабахские армяне имеют право отделиться от Азербайджана и создать свое собственное государство, исходя из принципа самоопределения народов. Азербайджан же считает, что согласно принципу территориальной целостности, Армения должна быть признана государством-агрессором.
Несмотря на отсутствие с 1994 года масштабных вспышек насилия (за исключением апрельской четырехдневной войны), никакого решения относительно конфликта между Арменией и Азербайджаном не было достигнуто. Хотя международным сообществом были предприняты неоднократные попытки посредничества в разрешении данного конфликта. Может показаться, что правовые аспекты, связанные с конфликтом, с годами стали более размытыми.
Доказано, что ни советское, ни международное право не предоставляло Нагорному Карабаху право отделения от Азербайджана. Армяне грубо нарушают нормы международного права, учитывая недействительность референдумов, проведенных в Нагорном Карабахе в 1991 и 2006 годах, плюс выдача паспортов Армянской Республикой населению спорного региона.
В действительности не существует никакого гражданства Нагорного Карабаха, поскольку граждане "НКР" имеют паспорта Армянской Республики. Конституция сепаратистской "Нагорно-Карабахской Республики", которая, в свою очередь, является частью Азербайджанской Республики, также признает принцип двойного гражданства. Однако данная конституция не была признана азербайджанскими властями. Следовательно, выдав армянские паспорта гражданам Нагорного Карабаха, который находится под юрисдикцией Азербайджана, армяне нарушают основные принципы Хельсинского акта от 1975 года.
Отдельное внимание в своей работе я посвятил судебному делу "Чирагов и другие против Армении". Решение Европейского суда по правам человека, вынесенное Большой палатой по делу "Чирагов и другие против Армении" от 16 июня 2015 года подтвердило, что именно Армения контролирует Нагорный Карабах, а значит, все притязания Армении – добиться национального освобождения карабахских армян – становятся недействительны. Таким образом, Армения считается ответственной за оккупацию Нагорного Карабаха.
Решение Европейского суда по правам человека положило конец отрицанию Арменией ее ответственности за незаконную оккупацию и нахождение вооруженных сил на территории Азербайджана. Несмотря на все заявления Армении, само решение, как таковое, подтверждает, что спорные территории скорее оккупированы, чем освобождены.
Согласно международному праву, любая страна вправе применить силу для того, чтобы освободить свои территории, оккупированные другим государством. Международно-правовой вопрос относительно армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта также был затронут НАТО в декларации Чикагского саммита 20 мая 2012 года. В 47-м пункте декларации говорится о признании территориальной целостности Азербайджана. Учитывая все эти факты касательно ситуации вокруг Нагорного Карабаха, возникает вопрос – почему нормы и принципы международного права оказались безрезультатными. Вероятно, не хватает политической воли определенных стран – следовать нормам международного права.
– Как вы считаете, учитывая тот факт, что Армения полностью игнорирует нормы международного права, почему соответствующие инстанции не могут оказать давления на страну агрессора?
– Это очень сложный вопрос, учитывая наличие двойных стандартов. Я даже заканчиваю книгу словами бывшего посла США в Азербайджане Мэтью Брайза, который сказал: "Почему Запад поддерживает Украину в отстаивании своей территориальной целостности военным путем, но от Азербайджана требуют мирного разрешения карабахского конфликта". Ведь все международные инстанции поддерживают территориальную целостность Азербайджана, но при этом не могут повлиять на страну агрессора, оказать соответствующее давление…
– Вы, как правовед, считаете, что конфликт сегодня можно разрешить?
– Я очень хочу, чтобы конфликт был разрешен мирным путем, основываясь на нормах международного права. Однако, с другой стороны, мирным путем конфликт будет разрешаться еще лет 20, если не больше. Говоря о военном разрешении конфликта, то тоже не хочется призывать стороны к кровопролитию. Могу сказать, что сегодня конфликт неразрешим, поскольку сопредседатели МГ ОБСЕ, которые призваны решать эту проблему не являются беспристрастными сторонами.
Франция имеет самую большую армянскую диаспору, Россия хочет держать конфликт в замороженном состоянии, чтобы сохранять свое влияние в регионе и дергать "за ниточки" официальные Баку и Ереван. США, в целом, все равно, но учитывая "907-ю поправку", в их объективности тоже можно сомневаться.
Да и в целом, каким образом конфликт может быть урегулирован на основе международного права, когда Армения всеми способами его игнорирует?!
– Вы собираетесь продолжить учебу в Великобритании?
– Да, я собираюсь продолжить свое обучение в аспирантуре в университете Рединг в Великобритании. Для поступления я подготовил новый проект, тоже посвященный анализу карабахского конфликта, но с точки зрения защиты прав человека, я затрагиваю беженцев, вынужденных переселенцев, людей, проживающих в прифронтовой зоне…
– А кто оплачивает ваше обучение?
– До этого я учился за счет родителей, сегодня уже такой возможности нет. Стипендию на обучение университет Рединг не представляет. Я пытался обратиться в Министерство образования Азербайджана, но именно в этом году закрылась программа поддержки наших студентов за рубежом.
Если мне не удастся получить стипендию или госпомощь, то, скорее всего, я не смогу поехать и продолжить свое обучение и работу над проектом.