Как сбитый российский самолет может повлиять на карабахский конфликт?

Сбитый российский бомбардировщик, ухудшая российско-турецкие отношения, меняет соотношения сил на Кавказе и, соответственно, может негативно влиять на политическое регулирование нагорно-карабахского конфликта.

Как сообщает AZE.az, исследователь по международному управлению Ахмед Алили в «Точке зрения» на echo.az пишет, что тренд, который существовал в турецко-российских отношениях, начиная с 2000-х годов, изменился в одночасье. Новости про сбитый "Су-24" и путинская формулировка "Удар в спину" стали главной темой международных исследовательских центров и масс-медиа.

В России никак не принимают турецкую версию событий, согласно которой летчики "Су-24" были 10 раз предупреждены о приближении к турецкой границе, и только после того, как они пересекли ее, был открыт огонь на поражение.

Турция – это единственный член НАТО, который не подключился к санкциям западных стран против России и все это время обеспечивал российские рынки всеми необходимыми продуктами. Не надо забывать, что Россия, в свою очередь, называла Турцию "стратегическим партнером". На фоне ухудшения турецко-американских отношений сближение Анкары и Москвы действительно выглядело стратегическим шагом, и такое недоверие к бывшему стратегическому партнеру ничего хорошего не сулит.

Надо также учесть то, что на фоне турецко-российских и турецко-американских отношений, государства Кавказа имели пророссийские настроения. Отношения между Москвой и Анкарой играли определяющую роль в этом контексте. Учитывая европейско-азербайджанские и турецко-азербайджанские отношения, позицию Азербайджана можно также оценить как способствующую сближению с Москвой.

Вдобавок к этому, азербайджано-российские и ирано-американо-российские отношения создали благоприятный фон для политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Информация о данном факте была распространена после серии встреч высокопоставленных азербайджанских, армянских, российских и американских дипломатов. А то, что после всех этих встреч в парламенте Армении состоялось закрытое заседание в комиссии по внешним отношениям, еще больше укрепило позиции аналитиков, говоривших о скорейшем политическом урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Сбитый "Су-24" спутал все карты. Ситуация стала особенно запутанна для стран Кавказа и для Азербайджана. Того тренда, на который все, особенно в Азербайджане, рассчитывали, больше нет.

Значит, сбитый российский бомбардировщик, ухудшая российско-турецкие отношения, меняет соотношения сил на Кавказе и, соответственно, может негативно влиять на политическое регулирование нагорно-карабахского конфликта.

Все это создает новый вызов азербайджанской дипломатии. Надо содействовать регулированию ситуации. У Турции и России может быть несколько точек соприкосновения, и Азербайджан является главной из них. Исторический опыт Азербайджана позволяет ему общаться с обоими государствами на "ты".

Но для начала надо понимать мотивы Турции. Это не первый случай, когда российские истребители, базирующиеся на территории Сирии, вторгаются в воздушное пространство Турции. Почему все предыдущие вторжения обошлись без происшествий, но последний инцидент не был прощен "стратегическому партнеру"?

Несмотря на то, что Россия и Турция очень близко сотрудничали, были вопросы, которые затрагивали стратегические интересы обеих стран. Обычно интересы этих стран в данных вопросах сталкивались. Начиная с крымских событий, когда Россией игнорировались претензии Турции о крымских татарах.

Турция очень трепетно относится к своей репутации в тюркоязычных странах мира. Для Турции удерживать свой статус защитника тюркского мира на высоте и набирать баллы среди тюркоязычных стран и общин мира является чуть ли не государственным приоритетом. Так было еще со времен Ататюрка и ничуть не уменьшилось даже при правлении Р.Т.Эрдогана. Игнорирование Россией турецких интересов насчет крымских татар, по нашему мнению, является тем самым моментом, когда "стратегическое партнерство" дало трещину.

Другим важным моментом в истории российско-турецких отношений являются предыдущие нарушения воздушного пространства. Как результат кризиса на турецко-сирийской границе в начале октября 2015 года послу России в Анкаре был предъявлен решительный протест со стороны Турции. Российский истребитель долгое время держал турецких истребителей, которые патрулировали свои границы, на прицеле. Турецкие масс-медиа и общественность оценили это как вопиющий факт.

Р.Т.Эрдогана посчитали неспособным лидером, который не может ответить В.Путину. Те, кто знаком с турецким менталитетом (который в таких вопросах не сильно отличается от русского менталитета), понимают тяжесть этого обвинения.

Тяжесть обвинения увеличилась тем фактом, что до этого Р.Т.Эрдоган проиграл одни из важнейших выборов в своей политической карьере и готовился отыграться на следующих выборах. Партия националистического движения (MHP) Турции, которая была одной из тех, кто активно содействовал поражению Р.Т.Эрдогана, особенно удачно манипулировала его "неспособностью" защитить национальные интересы и тюркский мир.

Видимо, последнее вторжение российских истребителей в пространство Турции было удобным случаем для того, чтобы всем показать, насколько Р.Т.Эрдоган способен защитить национальные интересы и тюркский мир. Ведь в этот раз Россия атаковала не территории, захваченные ИГИЛ, а территории под контролем сирийских туркменов. Полагаю, что, кто такие туркмены и как этнически они близки к азербайджанцам и туркам, объяснять азербайджанскому читателю не надо.

Россией не был правильно понят месседж премьер-министра страны Ахмета Давутоглу. Советую посмотри здесь неплохие двери для дачи. Турция, в лице своего премьер-министра, предупредила Россию, что на границе с Турцией нет ИГИЛ. Москва должна была понять явный намек своего "стратегического партнера" и хотя бы на этот раз учесть его интересы тоже.

Более удачного случая для Эрдогана, чем последнее вторжение российского самолета, бросающего бомбы на туркменов, невозможно представить: сбив его, он смог показать, что национальные интересы (то есть государственные границы) защищены, Турция может стоять за тюркским миром (в лице сирийских туркменов) против любой политической силы и принудить В.Путина посмотреть на вещи с другого ракурса.

Все это время Турция была той стороной, которая терпела выходки В.Путина ради "стратегического партнерства". Р.Т.Эрдоган даже как-то пожертвовал своей репутацией. Пришло время и России пожертвовать чем-то ради партнерства с Турцией. Понимая мотивы Турции, мы можем сказать, что нагорно-карабахский конфликт является очень удобной ареной для примирения и сотрудничества России и Турции.

Урегулирование или устойчивое продвижение по этому вопросу (и главное, связь данного продвижения с именем Турции) может стать хорошей пищей для самоудовлетворения Турции и помощью Р.Т.Эрдогану, чтобы отыграть потерянные ресурсы. Тот фактор, который мешает сотрудничеству, в этом случае будет способствовать возобновлению отношений на еще высшем уровне.

В конце хочется сказать, что обострение российско-турецких отношений создало новый потенциал. В данный момент это всем видится деструктивным потенциалом. Но как ни странно, в зависимости от того, как Азербайджан будет обращаться с данным потенциалом, это может помочь Баку в продвижении по нагорно-карабахскому конфликту.

Азербайджанская дипломатия должна действовать, не вызывая еще большего гнева России, которая может захотеть отыграться и начать действовать против Азербайджана (следовательно и против Турции) на Кавказе. Таким образом, сбитый "Су-24" создал новые вызовы и просторы для Азербайджана.