Подписание в Вильнюсе не отменяется. Но ЕС и МВФ должны согласиться спасти Украину от дефолта.
Как передает AZE.az, Евроторги входят в завершающую фазу. Об этом пишет украинский портал Сегодня.
В отличие от десятков тысяч украинцев, вышедших вчера на площади украинских, и не только, городов, участники этих торгов не восприняли четверговое распоряжение Кабмина о «приостановке подготовки соглашения об ассоциации» как шлагбаум на пути евроинтеграции. Публичным доказательством является то, что ни один из основных игроков этой «партии в покер» — Виктор Янукович, Ангела Меркель и Владимир Путин — до сих пор не сделали заявления о том, что подписания в Вильнюсе не будет.
Сама игра ведется, естественно, не публично, и ставки в ней по мере приближения даты саммита Восточного партнерства растут. По информации сразу из нескольких источников, список 11 условий Фюле уже сдан в архив: на переговорах Киева с Брюсселем больше не фигурирует вопрос освобождения (или хотя бы лечения за границей) Юлии Тимошенко. Это, кстати, чутко почувствовала сама «харьковская узница» — в пятницу она публично заявила, что согласна на ассоциацию «без выполнения части критериев, в том числе касающихся моего освобождения». И намекнула на основную причину нынешней заминки в евроинтеграции: торги за компенсацию потерь украинской экономики от вступления в зону свободной торговли и российской блокады. Правда, Тимошенко посоветовала президенту сейчас не торговаться: «Не выбивайте так грубо деньги из западного мира в обмен на соглашение… Подпишите соглашение — и западный мир вам все отдаст сам».
Однако Янукович уже не верит обещаниям, не подтвержденным гарантиями. Недавно стало известно, что в Харькове в 2010 году Дмитрий Медведев обещал Украине не только скидку, но и новую цену на газ, но дальше обещаний дело не пошло. В свою очередь, по информации «Сегодня», и в Польше, и в Сербии Януковичу пожаловались, что ЕС не выполняет свои обещания дотировать сельское хозяйство. Поэтому украинский гарант хочет не только обещаний, но и доказательств от обеих сторон.
По словам нашего источника в окружении президента, реальных требований к Евросоюзу у Украины два: «В Кабмине провели расчеты бюджета-2014 и назвали два условия, которые способны закрыть дыру. Во-первых, кредит МВФ в размере 10 млрд евро, без требования повысить цены на газ для коммунальных учреждений и дотированной промышленности. Во-вторых, торговые преференции для украинского экспорта, например, снятие квот на импорт продукции металлургии, которые сохраняются при ЗСТ».
Наш источник в евроструктурах утверждает, что «ЕС готов дать всю необходимую помощь, но осенью 2014-го, после выборов в Европарламент». Однако перед нашей властью стоит куда более близкая цель: стране нужно выжить в течение ближайшего года. «Нынешняя блокада России — это цветочки, ягодки будут в случае подписания Соглашения в Вильнюсе, — говорит источник в окружении президента. — Если мы не получим помощи от ЕС и МВФ, уже в январе Украина будет иметь дефолтный рейтинг. Но вероятность того, что ЕС и МВФ согласятся и изыщут деньги, необходимые Киеву, раньше осени 2014-го, остается высокой».
«Думаю, экономические торги за ассоциацию идут в очень закрытом режиме, — считает политолог Владимир Фесенко. — То, что первая реакция ЕС на решения Кабмина была очень эмоциональной, а потом стала намного мягче, свидетельствует, что переговоры продолжаются. Причем Азаров говорит то, что нравится россиянам, а Янукович сохраняет свободу для маневра. Но не думаю, что торги с ЕС сейчас дадут результат: Европа пока не готова к масштабной помощи. Будет ли подписание без нее? Многое зависит от внутриполитической ситуации и от того, как оппозиции удастся выдержать градус нынешних акций. Митинги могут сыграть и обратную роль: уже вчера возле Кабмина было видно, что радикалы из оппозиции провоцируют силовой сценарий. Но если кровь прольется, это будет означать конец всем надеждам на Вильнюс — Запад поставит на Украине белорусское клеймо. Янукович, безусловно, такого сценария не хочет. Но и для оппозиции этот сценарий рискован: она может дискредитировать себя. Наиболее реальный сценарий — вялотекущий протест будет продолжаться, пока не угаснет сам по себе».