Какова истинная цель американских санкций против Азербайджана?

Директор Института Маккейна по правам человека и демократии Дэвид Крамер в интервью «Голос Америки» прокомментировал ситуацию с правами человека в Азербайджане, не включение в последнее распоряжение о помиловании  ни одного политзаключенного и «Акт для демократии», предложенный Хельсинкской комиссией США, который предусматривает санкции против нарушителей прав человека в стране.

Как передает AZE.az, директор Института Маккейна по правам человека и демократии Дэвид Крамер считает, что, не освобождая политзаключенных, правительство Азербайджана продолжает наносить удар по своему имиджу на Западе, и когда-то столкнется с последствиями этого курса.

«У президента Алиева был шанс предпринять правильный шаг, освободив политзаключенных. Однако он упустил эту возможность. Вместо этого, наряду с не освобождением политзаключенных, был приговорен к шести годам лишения свободы еще один журналист (Рауф Миркадыров). Таким образом, ситуация идет к еще худшему сценарию», — сказал Крамер, слова которого приводит агентство «Туран».

Он считает несостоятельным расхожее мнение, что если  бы  не инициатива конгрессмена Криса Смита, представившего законопроект «Акт для демократии в Азербайджане», то политзаключенные были  бы освобождены, и пример тому – выпуск  ранее из заключения правозащитницы Лейлы Юнус и ее мужа Арифа Юнуса.

При этом Крамер отметил, что супруги Юнус были  освобождены по гуманитарным соображениям и с них не были сняты все обвинения. «Их вопрос решен не окончательно. Несмотря на освобождение, они не могут выехать за рубеж на необходимое лечение», — продолжил Крамер.

По его мнению, законопроект Смита – лишь предлог для представителей официального Баку. «На самом деле, упустив эту возможность, они  (власти) продемонстрировали свою поддержку принятию данного акта», — полагает Крамер.

Не освобождение политзаключенных только прибавит в Конгрессе сторонников Акту, считает Крамер. По его словам, дипломатия, возможности общественной политики не привели к результатам, и в такой ситуации не остается другого выхода, как прибегнуть к санкциям.

Что касается временных рамок санкций, то обсуждение аналогичного Акта Магнитского в отношении России началось в 2010 г. и он был принят спустя 2,5 года  — в конце  2012-м. В вопросе, касающемся Азербайджана, ситуация пока находится на стадии, в которой Акт Магнитского был в 2010 г. По словам Крамера, если будут освобождены политзаключенные, законопроект Смита будет снят с повестки.

Комментируя вопрос: «Сможет ли противодействовать принятию законопроекта азербайджанское лобби в Вашингтоне?», он высказывает мнение, что «эффективность  от деятельности лоббистов возможна, если ситуация в самом Азербайджане будет эффективной.  Но там ситуация довольно тяжелая». Напротив, по его мнению, по мере информирования конгрессменов об ухудшающейся ситуации в Азербайджане кампании лоббистов могут дать обратный эффект.

Давление на «Радио Азадлыг» как структуры, финансируемой США, арест ее журналистки  Хадиджи Исмайловой  не способствуют решению проблемы. Лоббистам вряд ли удастся как-то замолчать обсуждение этих вопросов. В такой ситуации привлечение лоббистов – это пустая трата денег, полагает Крамер. В условиях падения цен на нефть у Азербайджана уже нет прежних средств. «У правительства есть возможности принять многократно менее затратные шаги. К ним относится освобождение политзаключенных. Это больше всего послужило бы росту имиджа Азербайджана в Вашингтоне», — продолжил Крамер.

Азербайджан сталкивается с финансовыми трудностями, нефтяные цены упали на самый низкий уровень за последние 11 лет, не отражается ли это на геостратегической важности Азербайджана для США? Отвечая на этот вопрос, Крамер сказал: «Даже при упавших ценах  на нефть Азербайджан является страной, имеющей важной значение для Америки. Сюда помимо энергетики относятся и вопросы безопасности. Это  ограничивается не только транзитом в Афганистан. Находящийся между Ираном и Россией Азербайджан находится на важном для контртерроризма географическом пространстве.

Мы хотим процветания отношений США с Азербайджаном. Однако мы не можем делать этого, потому что  становимся свидетелями самого жестокого  давления  на права человека со времен обретения Азербайджаном независимости.  Мы не можем пожертвовать принципами. Азербайджан остается важным для нас. Однако если азербайджанское правительство будет продолжать данный курс, то эта важность может уменьшиться. Принятие правильных и нужных шагов зависит от Баку, и если это не будет сделано, то  вероятность роста поддержки законопроекту (Смита) будет высокой».