Каковы последствия «черной субботы»?

Не стоит заранее впадать в панику, считают отечественные эксперты.

Как сообщает AZE.az, едва только появилась информация о девальвации маната, как пункты продаж начали поднимать цены на выставленную продукцию. В большинстве маркетов echo.az заявили, что продукция подорожает на 30-35%. В честно работающих магазинах заявили, что подорожание ждет только импортную продукцию, причем на новую партию, а пока же цены прежние.

Стоит заметить, что сразу после сообщения о падении маната на уровень 1 доллар-1,05 маната, ряд супермаркетов и пунктов розничной торговли в Баку приостановили продажу товаров. Сразу начался процесс замены ценников на товарах. Хотя рост цен ничем не обусловлен, ведь магазины еще реализуют товар, поступивший по старым ценам.

"Если со стороны государства начнется контроль над ценами, ничего не изменится, механизм уже запущен. Ко всему прочему, даже если национальный курс валюты изменится и манат укрепится, цены все равно не упадут.

В любом случае этой ситуации воспользуются предприниматели и чиновники, и естественно, в плюсе останутся именно они, а вот потребители, наоборот, в минусе.

Я ожидаю в середине года еще один скачок цен и, соответственно, падение маната на 10-15%". Об этом заявил председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.

По его словам, дело в то, что если предприниматели увеличивают цены, то они за каждые 10 гяпик увеличения стоимости платят налог, а в этом случае выигрывает и государство. А проигрывают люди.

"Ни Министерство экономики и промышленности Азербайджана, ни любые другие соответствующие госструктуры не смогут добиться снижения цен.

Если пронаблюдать хронологию событий с начала года, то можно заметить, что все к этому и шло. Все началось с бюджета, который был заложен учитывая цену на нефть 90 долларов за баррель.

А ко всему прочему бюджет заложен дефицитный. Поэтому образовавшуюся разницу необходимо восполнить в манатах, путем увеличения товарооборота, поступлений от НДС и т.д.

В связи с этим и произошли изменения в Налоговом кодексе, изменились налоги, повысились акцизные ставки… Все это было первым сигналом к переменам", – отметил он. 

В свою очередь, как сказал глава Союза свободных потребителей Азербайджана (ССПА) Эюб Гусейнов, дело в том, что в стране либеральный рынок, поэтому государство не имеет право контролировать цены.

Однако сегодня ситуация в связи с изменением курса маната дошла до того, что соответствующие структуры должны принять меры.

Государство может лишь посодействовать путем изменения таможенных пошлин. "В закон "О торговле" необходимо внести изменения, согласно которым повышать цену больше определенного процента будет запрещено.

Таким образом, необходимо исключить искусственное повышение стоимости ряда товаров.

Неоднократно сам президент Азербайджана Ильхам Алиев выступал с заявлением о том, что в стране завышены цены, причем искусственно.

Но никаких мер соответствующие структуры не принимают. На заседании Кабинета министров в 2011 году президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что в республике наблюдается искусственное завышение цен.

Неслучайно, 16 марта прошлого года И.Алиев подписал Указ об усовершенствовании рынка пищевой и сельхозпродукции. Все эти распоряжения направлены на борьбу с завышенными ценами.

В 2005 году наш президент подписал указ о том, чтобы раз в три месяца сотрудники соответствующих государственных структур проводили мониторинг цен продуктов питания до таможенной поставки и уже на внутреннем рынке. Затем все эти цены открыто публиковались в прессе.

К сожалению, его распоряжение было претворено в жизнь только один раз. Было бы хорошо, чтобы эта идея вновь возродилась и претворялась в жизнь", – отметил он.

Как сказал эксперт, изменение курса национальной валюты привело к тому, что страдают потребители, а вся проблема в том, что нет единой потребительской политики государства, которая исключала бы подобные происшествия.

По его словам, ошибка политики Министерства экономике и промышленности Азербайджана в том, что ведомство слабо сотрудничают с НПО и СМИ.

"Я ожидаю серьезного подорожания цен в Азербайджане. Импортные товары как минимум подорожают на 40%. После этого психологический рост скажется и на местной продукции". Об этом SalamNews сообщил ученый-экономист Назим Мамедов, комментируя повышение курса доллара по отношению к манату. Ярким тому подтверждением стало резкое подорожание сигарет. Хотя рост цен коснулся всех марок сигарет, но он не однороден.

Сигареты подорожали в среднем на 10-60 гяпик. И все это происходит, несмотря на то, что Государственный комитет по антимонопольной политике и защите прав потребителей при Министерстве экономики и промышленности усилил меры по предотвращению возможных случаев злоупотребления ситуацией и искусственного подорожания в результате изменения курса маната.

Возможно, из-за отсутствия видимых результатов Кабмин лишил полномочий Министерство экономики и промышленности Азербайджана, связанных с проверками в субъектах предпринимательства, сообщает пресс-служба Кабмина.

Соответствующие изменения внесены в "Положение о контрольных книжках". Изменения касаются участия представителя Минэкономики, на основе случаев определенных законодательством, в проверках, проводимых другими государственными органами, за исключением налоговых.

Как сообщил член комитета по экономической политике Милли меджлиса депутат Вахид Ахмедов, депутаты не ожидали подобной резкой девальвации: "Чтобы за одну ночь манат подешевел на 33%…

Такого никто не ожидал. На самом деле, должна была произойти мягкая девальвация на 85-90 гяпик, это мы осознавали". Депутат сообщил, что в первую очередь курс маната окажет серьезное влияние на банки: "Представьте, вы взяли в кредит 100 манатов, а вернете 70".

Депутат также отметил, что новый курс обязательно приведет к повышению цен на внутреннем рынке.

Комментируя вопрос резких мер Министерства экономического развития против искусственного завышения цен, депутат сообщил, что "Министерство должно ежедневно проводить везде мониторинги для предотвращения повышения цен".

"Однако большинство товаров поступает из-за рубежа, их покупают за доллары. То есть эти меры должны были быть заблаговременными и комплексными. По поводу кредитов тоже необходимо было принять определенное решение, чтобы люди не страдали от этого.

Сегодня я разговаривал с одним банком, не буду разглашать каким именно, где сообщили, что из-за кредитов банк за одну ночь потерял 24 миллиона.

Также имеется вопрос по поводу заработных плат, пенсий и банковских вкладов населения. После резкой девальвации вклады обесценились на 33%", – подчеркнул депутат.

"Обвал курса маната по отношению ко всем основным валютам демонстрирует лживость прежних заявлений руководства Центробанка Азербайджана, которое заявляло об отсутствии причин для резкой девальвации маната", – заявил haqqin.az глава Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.

По его мнению, случившееся ударит по малому и среднему бизнесу, ведь на рынке огромный процент привозных товаров, которые покупаются за доллары. В этих условиях бизнесмены будут пытаться выруливать как могут, перекладывая свои проблемы на потребителей.

"Сегодня в одном из сетевых магазинов я лично столкнулся с тем, что не смог оплатить покупку по безналичному расчету.

Никогда раньше такого не было. Ведь есть соответствующий указ президента Азербайджана по поводу безналичных платежей. Но реальность такова, что уже игнорируются и указы главы государства", – сказал глава ССПА.

Учитывая вышесказанное, хотелось бы привести высказывания главы Центрального банка Азербайджана Эльмана Рустамова, который еще 17 февраля в эфире АzТV) сказал, что в Азербайджане нет причин для проведения резкой девальвации.

"Естественно, проведение резкой девальвации противоречило бы интересам экономических агентов, предпринимателей и вкладчиков (владельцы манатных вкладов в банках).

В отличие от других стран, мы не пошли на этот шаг. Однозначно скажу, что такой шаг и не предполагается. Наша основная цель заключается в стимулировании экономического роста в стране, как отметил глава государства, проводить политику по стимулированию экспорта. Гибкая курсовая политика является ее составной частью", – отметил Э.Рустамов.