Знаменитый художник Таир Салахов раскрыл секреты уникальной техники переноса своих картин на ковер.
Как сообщает AZE.az, работы классика азербайджанской живописи Таира Салахова привычно видеть в залах Третьяковской галереи и других известных музеях. Гостям фестиваля «Традиции и современность», открывшегося в московском «Манеже», представилась возможность оценить произведения мэтра, выполненные в необычной для его творчества технике ковра, пишет портал "Москва-Баку".
«Ковер – это огромное искусство. В 1959 году в Баку приезжал великий французский художник Жан Люрса с супругой. Его очень интересовали азербайджанские ковры. Я тогда подумал, было бы интересно перевести мои картины в ковер! Так что Люрса подвигнул меня на этот путь, за что я ему благодарен», – рассказывает Таир Теймурович.
Многие герои произведений художника, находящиеся в зале «Манежа», – мужественные, сильные духом люди разных профессий. Образы нефтяников, рыбаков соседствуют с портретами знаменитых писателей, композиторов, художников и политиков.
Работа «Красное колесо» – это портрет Александра Солженицына, написанный к юбилею известного писателя и переведенный в ковер. Таир Салахов объяснил журналистам: «Я решил создать эту картину в гобелене и использовать орнамент, потому что таким образом можно рассказать о советских эмблемах. Вот записные книжки Солженицына, вот четки, сделанные из лагерного хлеба. Решетки в орнаменте говорят о "потухших звездах". Много людей ушло…».
Неподалеку от "Красного колеса" находится одна из самых известных картин мэтра, выполненная в ковровой технике. На ней изображен рыбак, отдыхающий после трудового дня на берегу Каспия в окружении родного пейзажа, чаек.
У ковра есть своя орнаментальная школа. Вот, например, картина «Коррида». Здесь орнамент такой – стены корриды, только художник сделал их не круглыми, а прямоугольными, видны головы людей, арки.
Еще одно произведение – акварель, которую Таир Салахов рисовал с натуры в Чикаго в 1965 году. "Современный орнамент очень подходит для Чикаго. Я написал эту работу в шесть часов утра. Вышел из гостиницы и увидел одинокого фигуриста на льду. Картина меня заворожила и я ее нарисовал", – признается он.
В разговоре со съемочной группой портала Таир Теймурович подчеркнул, что с необыкновенным уважением относится к труду мастериц, ткущих ковры по его эскизам. Поэтому внизу ковра можно увидеть имена ткачих, простых женщин.
Такие работы уникальны. В течение года, отметил художник, три женщины кропотливо создают неповторимое произведение. Каждый сделанный ими узел создан вручную.
Художник рассказал о том, что во всем мире к ковровой технике существует большой интерес как в профессиональной среде, так и среди посетителей вернисажей.
"Недавно купил в Германии альбом с картинами Пабло Пикассо, – поведал Таир Салахов. – Картина «Женщины Авиньона» у него переведена в ковер. Этот огромный гобелен долгое время висел у Пикассо в мастерской. Мне было приятно об этом узнать", – закончил свой рассказ он.