Кавказ – это Балканы XXI века?

В опубликованной статье рассматривается сложившаяся ситуация на Кавказе и политика Франции, связанная с этим неспокойным регионом.

Как сообщает AZE.az, в статье писателя Кристиана Талона (Christian Tallon), опубликованной на французском сайте «AgoraVox», рассматривается ситуация, сложившаяся на Кавказе и проводятся аналогии с событиями, произошедшими много лет назад.

Одна из глав статьи К.Талона озаглавлена так «Кавказ – постсоветские Балканы».

По мнению автора, «в 1991 году больной империей был СССР, и его распад привел к восстановлению государственности некоторых из древнейших народов мира – грузинского, армянского, а также всех тех, кто находится на древнем Шелковом пути. Вся российская колониальная империя, кроме Сибири, вдруг была потеряна. Она даже чуть не потеряла предгорья к северу от Большого Кавказа, что было бы экономической и стратегической катастрофой. Понадобилось две войны в Чечне, чтобы предотвратить распад самой России.

Как и на Балканах до 1914 года, войны противопоставили друг другу эти новые независимые государства из-за устоявшихся исторических отношений. Война Армения – Азербайджан, конфликт между Южной Осетией и Грузией, конфликт Молдова – Приднестровье, конфликт Грузия – Россия. Ни один из этих конфликтов не разрешен. Они даже усугубились признанием Абхазии и Южной Осетии Россией».

Автор пишет, что на Кавказе «пять основных игроков – Россия, США, Израиль, Турция, Иран – играют на этой заминированной кавказской шахматной доске, каждый с разными проектами. Тем не менее, они группируются в два больших лагеря – НАТО и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)».

По его словам, «на этом небольшом пространстве Кавказа есть все компоненты для того, чтобы локальный конфликт быстро выродился в глобальный. Национальные истории, этнические, языковые и религиозные меньшинства, стратегическое сырье, спорные границы, прекращение огня без мира, организация противодействующих альянсов. В этом нестабильном регионе для сверхдержав не так уж сложно держать в своих руках все нити. Вывод все тот же – бдительность за мир и выход из НАТО: мы не можем одновременно быть частью НАТО, альянса, который включает в себя Турцию, быть большим другом Армении, которая является частью соперничающей организации, выступать за продуктивные отношения с Россией, участвуя в эмбарго против Ирана. Единственная позитивная вещь, которую сделал Саркози, – это, несомненно, то, что он развил любовь к Франции в Грузии. С Арменией это уже два. Франция, которая больше не будет в НАТО, будет иметь хорошие перспективы мирной торговли вместо того, чтобы быть связанной с Турцией пактом об автоматической обороне».