Чем бы ни закончилась вторая карабахская война (2-5 апреля), один из ее итогов известен – глава Армении, бывший главарь бандоформирований в Степанакерте (Ханкенди) Серж Саргсян умер задолго до того, как ему пришлось подписывать пакт о перемирии. Диагноз – политический паралич. И если быть честным до конца, мы тут у себя в Азербайджане должны если не скорбеть, то, по крайней мере, искренне сожалеть об этой политической кончине.
Как сообщает AZE.az, об этом пишет публицист Расим Агаев на haqqin.az. «С.Саргсяна или убьют – желающих совершить этот акт в Армении ныне как никогда много – от тех, кого он направлял совершать диверсии в азербайджанских селах до обезумевших родителей тех, которые полегли на склонах Карабаха из-за амбиций самого неудачного президента РА. Может случиться, что Саргсяна разорвет на части разъярённая толпа вчерашних единомышленников – своеобразное жертвоприношение, принятое в той среде, где формировался бывший главарь бандформирований. Впрочем, будет лучше, если он добровольно постарается неслышно оставить кресло президента в надежде получить синекуру в Москве. Подобно своему предшественнику Р.Кочаряну, партнеру по бандотрядам, коллеге по перевороту, совершенному ими в Ереване в 1998 году.
Впрочем, уже сейчас ползут слухи о его не бескорыстных договоренностях с Москвой и Баку. Что и говорить, жаль терять нужного человека в самый разгар ожидаемых компромиссов, которые должны положить конец надоевшему всем военно-политическому противостоянию.
Он, Серж Азатович Саргсян, служил Азербайджану не тогда, когда его в Баку утверждали одним из руководителей степанакертского комсомола (если бы история развивалась без М.Горбачева, думаю, дождался бы он и более высоких комсомольских чинов), а в годы своего двусрочного президентства в Армении. То, что он сделал с родным Хаястаном, не смог бы сделать ни один супершпион.
Он вместе с другим карабахским партизаном Робертом Кочаряном стоял во главе госпереворота, сместившего законно избранного президента Левона Тер-Петросяна. Сейчас мало кто помнит, что 18 лет назад тогдашний глава армянского государства Левон Тер-Петросян выступил с инициативой, предусматривавшей возвращение Азербайджану оккупированных районов, прилегающих к Нагорному Карабаху. Затем за столом переговоров представители двух республик должны были обсудить дальнейший статус этой территории.
Увы, карабахский дуэт Кочарян-Саргсян с помощью силового давления сместил Л.Тер-Петросяна, в результате чего все мирные начинания были торпедированы. Но не только это. Бывшие полевые командиры свернули демократические начинания, предпринятые командой Тер-Петросяна, развернув Армению в сторону откровенной военной диктатуры, опираюшейся на так называемый карабахский клан. Ни одна разведка не могла бы уготовить такую судьбу тому, что в Армении называли национально-освободительным движением.
Вместо демократических реформ и социально-экономических преобразований нищая Армения стала жить за счет грабежа оккупированных территорий Азербайджана, безжалостной эксплуатации ее недр, целиком полагаясь на подачки своей знаменитой диаспоры. Параллельно, находящийся рядом Азербайджан, ставший жертвой агрессии, постепенно становился на ноги, обрастал международными связями, регионом невиданных инвестиций. Между тем дуэт в результате саргсяновских интриг вскоре распался и Роберт Кочарян вынужден был перебраться в Москву.
И тут даже самому ярому апологету карабахского способа утверждения независимости и демократии стало ясно, что Серж Азатович ничего, кроме заговоров и переворотов, политических интриг и служения семье и клану, не может делать.
Стараниями третьего президента (2008 г.) Армения превратилась в копию Нагорно-Карабахской автономии, интригами лидеров которой были сыты по горло не одно поколение партийных руководителей в Баку. Нет, такое не под силу ни ЦРУ, ни КГБ, ни тем более молодой азербайджанской разведке. Перед натиском карабахского клана оказалась бессильна и чопорная самодовольная ереванская элита. Ни один первый секретарь, ни один предшественник на посту президента не располагал такой властью как С.Саргсян.
И теперь уже в Ереване только и говорят о том, что ни один из руководителей Армении не сделал столько для личного обогащения, как Серж Азатович. Недавно информированная московская «Версия», которую трудно заподозрить в антиармянских настроениях, опубликовала сведения об имуществе армянского президента и его семьи.
Просто диву даешься, читая о том, что С.Саргсян контролирует таможню, импорт нефтепродуктов, экспорт металла и металлообломков, продажу золота, авиаперевозки и т.д. – скучно перечислять, как и число винных заводов, ресторанов и прочих увеселительных заведений его брата и зятя. Есть неопровержимые сведения о том, что львиная часть поступающей от диаспоры валюты текла в карманы президентской семьи, сообщает газета секрет, о котором в Ереване известно любому мальчишке. Когда же он успевает заниматься непосредственными президентскими обязанностями?
Вот на этот вопрос ни у «Версии», ни у армянских политологов нет убедительного ответа. Впрочем, это не наш вопрос, это дело армянского народа.
Так кому он служил все эти годы – народу или брату с зятем? Согласитесь, читатель: все, что он сделал для родной Армении, превратило противника Азербайджана в тяжело больное государство, потерявшее политические ориентиры, с дышащей на ладан экономикой, и общество, лишенное будущего. Так что правы ереванские шутники, не без злости поговаривающие на своих кухнях, что, дескать, карабахский клан – дело рук хитроватых турок. На что он рассчитывал, бросая обманутый им народ под азербайджанские танки, двинувшиеся освобождать свою землю?
«Это не моя война, это война коррумпированной государственной машины. За политические победы, экономические победы. За влияние, силу, деньги. В хорошо прикрытой патриотической риторике. Мы с тобой получим лишь потерю невинных жизней. Обычные люди в войнах не побеждают. Вот почему это не моя война». Таков ответ молодого соотечественника Саргсяна своему президенту.
Когда-то в далеком детстве мы, бакинские мальчишки: азербайджанцы, русские, евреи, армяне бегали по улицам города с криком «Гитлер капут!». Это было нашим мальчишеским кличем победы, означавшем конец фашизма. Теперь вот приходится повторить тот клич в новой интерпретации «Саргсян капут!» Не потому что он армянский президент. Он и его соратники вновь вернули на нашу землю однажды проклятый всеми нами – азербайджанцами, русскими, евреями, армянами – бакинцами – неистребимое зло человечества – фашизм. Не гитлеровский – армянский. Поэтому я и написал «Саргсян – капут!»
Нет, что ни говори, а Азербайджану сильно повезло, что демократа во главе Армении сменил полевой командир. Одно плохо – уберут его – другого конца не предвидится. Одна надежда на клан. Это теперь не голодранцы из степанакертских закоулков, это люди с деньгами – глядишь, подберут какого-нибудь Азнавура из Парижа. Лучше уж саргсяны и кочаряны и государственная власть, действующая по законом бандоформирований времен первой карабахской войны. При наличии такого государственного устройства Азербайджану ничего не страшно. Так что пусть живет и здравствует карабахский клан! На благо Армении! И конечно, Азербайджана!».