Азербайджанская валюта потеряла треть стоимости, пишут российские издания.
Как передает AZE.az, Центральный банк Азербайджана в субботу сразу на треть снизил курс национальной валюты — маната. Неделю назад из-за падения поступлений от экспорта дешевеющей нефти и сокращения валютных резервов власти этой страны отказались от привязки курса маната к доллару, объявив о переходе к более гибкой курсовой политике и о начале «мягкой» девальвации.
Население отреагировало на новый курс скупкой долларов в обменных пунктах, что в итоге заставило азербайджанский ЦБ резко ускорить процесс ослабления национальной валюты, пишет российское издание «Коммерсант».
С 21 февраля официальный курс национальной валюты Азербайджана установлен на уровне 1,05 маната за $1 против прежнего 0,78 маната. Таким образом, разовое снижение курса нацвалюты составило 33,5%. «Это решение принято с целью стимулирования диверсификации экономики Азербайджана, усиления ее международной конкурентоспособности и экспортного потенциала, обеспечения устойчивости платежного баланса»,— объяснил свое решение азербайджанский Центробанк.
Девальвация маната анонсировалась властями еще в начале этого года. Однако глава ЦБ Эльман Рустамов обещал, что процесс будет происходить «мягко» — с учетом интересов населения.
Неделю назад, 16 февраля, Центробанк Азербайджана отказался от привязки маната к доллару. Регулятор сообщил о переходе к более гибкой курсовой политике, предполагающей постепенное ослабление нацвалюты, а в конечном итоге — к инфляционному таргетированию. Тогда же ЦБ страны впервые более чем за два года незначительно снизил официальный курс маната к доллару (с 0,7845 до 0,7848 маната за $1).
После 16 февраля курс маната снижался незначительно (до 0,7862 за $1 по состоянию на 20 февраля) — эксперты ожидали, что в таком темпе ЦБ будет девальвировать нацвалюту еще в течение трех-четырех месяцев. Однако планы властей спутало население страны, которое всю прошедшую неделю активно скупало доллары в обменных пунктах, что, по всей видимости, в итоге и вынудило Центробанк принять решение об ускорении темпов девальвации. Это решение эксперты считают вынужденным: в январе на фоне рекордного падения цен на нефть, ниже $50 за баррель, на поддержание курса маната ЦБ направил более $1 млрд. В целом валютные резервы снижались на протяжении последних шести месяцев, в результате чего они уменьшились на 18% — до $12,68 млрд по состоянию на 1 февраля 2015 года.
Нынешнее снижение курса маната на треть поможет властям компенсировать падение цен на азербайджанскую нефть, которая сейчас стоит порядка $63 за баррель при заложенных в бюджет страны $90 за баррель (на нефть приходятся 92% экспортных доходов страны и порядка 70% поступлений бюджета).
Однако это ослабление курса может привести и к заметному росту цен на потребительском рынке. Предупреждая его, антимонопольное ведомство Азербайджана уже заявило о намерении усилить мониторинг объектов торговли «для недопущения необоснованного роста цен».
Пока скачка цен в рознице в Баку не наблюдается, как и ажиотажной скупки товаров. Опасаясь проверяющих, лишь отдельные торговцы добавляют к цене некоторых товаров максимум 20%. Поскольку ЦБ установил новый курс на 21-23 февраля, многие ждут, что 24 февраля денежные власти не только остановят резкое падение маната, но и укрепят его — с 1,05 до минимум 0,9 маната за $1. В ожидании этого часть граждан в эти выходные даже продавала обменным пунктам ранее приобретенные доллары. Ожидая более «справедливого» курса, население вспоминает, что когда в начале этого года была незначительно поднята цена на бензин, президент Ильхам Алиев три дня спустя отменил это решение. В любом случае девальвация ударит по заемщикам, бравшим кредиты в иностранной валюте: в начале года в ожидании падения курса маната многие банки стали активнее предоставлять населению потребительские кредиты в долларах. Из общего объема выделенных кредитов в 2014 году (18,5 млрд манатов) 27,2% приходятся на займы в иностранной валюте.