Несмотря на относительно низкую себестоимость добычи нефти в Азербайджане ($12-15 за баррель), потери от снижения ее цены для бюджета, очевидно, будут существенными, считает российское издание.
Как передает AZE.az, Центробанк Азербайджана со вчерашнего дня отказался от привязки курса национальной валюты — маната к доллару, объявив о переходе к более гибкой курсовой политике. Об этом пишет российское издание «Коммерсантъ».
Решению предшествовало резкое сокращение валютных резервов страны: в условиях падающих поступлений от экспорта дешевеющей нефти и девальвации валют соседних стран поддержание фиксированного курса оказалось слишком затратным, указывают эксперты.
«Было принято решение проводить политику на основе механизма бивалютной корзины, которая включает доллар и евро. Центробанк сохранит присутствие на валютном рынке в рамках валютного коридора», – говорится в сообщении ЦБ Азербайджана, опубликованном вчера. Доля евро будет составлять 20-30%, заявил в интервью Financial Times глава ЦБ Эльман Рустамов. По его словам, регулятор перейдет к более гибкой курсовой политике, предполагающей постепенное ослабление маната, а в конечном итоге — к инфляционному таргетированию. Ориентир по инфляции будет 5-7% в год (в прошлом году рост цен составил всего 1,4%).
Вчера же ЦБ страны впервые более чем за два года незначительно снизил официальный курс маната к доллару (с 0,7845 до 0,7848 маната за $1). Это решение стало вынужденным: в январе на фоне рекордного падения цен на нефть ниже $50 за баррель на поддержание курса маната ЦБ направил более $1 млрд, что привело к снижению валютных резервов до $12,68 млрд. «Сохранение привязки к доллару не позволяло компенсировать падение доходов бюджета от экспорта нефти, что вынудило ЦБ Азербайджана начать менять политику по примеру российского и казахского регуляторов», – поясняет Дмитрий Постоленко из УК «Капиталъ». Напомним, Банк России перешел к плавающему курсу рубля в ноябре прошлого года, глава Нацбанка Казахстана Кайрат Келимбетов на прошлой неделе заявил о возможном переходе к «плавному изменению обменного курса» в случае сохранения низких цен на нефть.
Несмотря на относительно низкую себестоимость добычи нефти в Азербайджане ($12-15 за баррель), потери от снижения ее цены для бюджета, очевидно, будут существенными. На нефть приходятся 92% экспортных доходов страны и порядка 70% поступлений бюджета, рассчитанного на этот год исходя из $90 за баррель.
«В случае сохранения цен на текущем уровне правительство будет вынуждено прибегнуть к средствам нефтяного фонда (его объем составляет порядка $37 млрд без учета валютных резервов ЦБ.— "Ъ")», – считает глава исследовательского центра Caspian Barrel Ильхам Шабан.
Напомним, привязку курсов своих валют к доллару сохраняют большинство стран Персидского залива, включая Саудовскую Аравию. Как отмечает Александр Апокин из ЦМАКП, по данным за 11 месяцев 2014 года валютные резервы этих стран (за исключением Ирака) в прошлом году не сокращались, а росли. Однако резкое падение валютных поступлений уже вынудило отказаться от фиксированного курса власти Венесуэлы, где субсидируемый таким образом импорт потребительских товаров был одной из основ социальной политики правительства.