Ставятся под удар амбиции России подчинить себе газовый рынок Европы. С этой точки зрения из-за приостановки «Турецкого потока» Россия потеряет значительно больше Турции.
Как передает AZE.az, наконец, официально объявлено о том, что в принципе понятно было уже давно. Министр энергетики России Александр Новак заявил, что проект строительства газопровода "Турецкий поток" приостановлен. И если раньше стороны своими заявлениями еще оставляли какую-то минимальную возможность реализации проекта, то теперь все мосты сожжены. Об этом пишет Trend.
Причин этому, как минимум, две. Во-первых, подготовка межправительственного соглашения России с Турцией по "Турецкому потоку" осуществлялась в рамках межправкомиссии двух стран. Принятое же первого декабря Москвой решение приостановить деятельность межправкомиссии означает, что остановлена работа и над соглашением, без которого проект невозможно реализовать.
Во-вторых, проблема скидки на газ, приведшая обе страны на порог арбитражного суда. Более того, учитывая нынешнюю риторику Кремля, сложно себе представить, что Россия пойдет на какие-то уступки в столь чувствительном вопросе.
Итак, "Турецкий поток" приказал долго жить, но кому все-таки от этого хуже: Турции или России?
Из-за отмены проекта Турция недополучит 16 миллиардов кубометров газа в год, которые планировалось получать по газопроводу. Однако, учитывая объемы потребления в Турции (около 40 миллиардов кубометров газа в 2014 году и около 33 миллиардов в январе-ноябре текущего года), возникает вопрос: а нужно ли Турции вообще искать дополнительный газ?
Уже с 2018 года Турция будет получать дополнительные шесть миллиардов газа со второй фазы разработки азербайджанского месторождения «Шах Дениз» по строящемуся в рамках проекта «Южный газовый коридор» трубопроводу TANAP. Более того, на пресс-конференции Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьера Турции Ахмета Давутоглу в рамках визита последнего в Баку стороны не исключили возможность ускорения реализации проекта.
Еще три миллиарда кубометров дополнительно Турция может получать из Ирана. Дело в том, что пропускная способность газопровода из Ирана в Турцию составляет 12 миллиардов, в то время как в прошлом году Тегеран поставил по нему Анкаре почти девять миллиардов кубометров.
Эти объемы хоть и не покрывают потенциальную недостачу по «Турецкому потоку», тем не менее, позволяют Турции не задумываться о поиске новых источников, потому что даже самые смелые прогнозы и динамика последних лет говорят о том, что потребление газа в ближайшие несколько лет в стране вряд ли вырастет больше, чем на четверть. Также не стоит забывать и о возможности расширения TANAP до 31 миллиарда кубометров в год, благодаря чему по нему в Турцию могут поступать дополнительные объемы газа из Азербайджана и, возможно, из Ирана или Туркменистана.
Впрочем, Анкара уже сейчас страхуется на будущее. Накануне Турция подписала контракт о закупке сжиженного природного газа у Катара. Еще одним вариантом дополнительных объемов газа может стать проект Транскаспийского газопровода, который предполагает поставки туркменского газа на рынок Европы.
Турция в этом проекте выступает транзитной страной, что делает очевидной ее выгоду от участия в нем. К тому же амбиции Анкары в вопросе превращения в энергетический хаб региона никто не отменял. В то же время, в нынешней ситуации любое действие Турции в отношении активизации по проекту Транскаспийского газопровода встретит противодействие со стороны России, которая и без того создает препятствия для его реализации, необоснованно педалируя вопросом экологии. Поэтому говорить о скорой реализации этого проекта, скорее всего, не приходится.
Что касается России, то для нее, похоже, становится традицией каждый год в начале декабря объявлять о неудачах своих газовых проектов на южном направлении. Ровно год назад Россия заявила об отказе от «Южного потока» из-за неконструктивной позиции ЕС, в этом году та же участь постигла «Турецкий поток», из-за чего Москве пока никак не удается захватить Европу в «газовые» тиски.
Более того, Европа сейчас активно противостоит и другому проекту России – «Северному потоку-2». Против этого проекта выступили уже девять стран (Словакия, Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва и Греция), направив письмо в Еврокомиссию с просьбой о его запрете. Причем российский министр энергетики Александр Новак уже назвал эту реакцию «политизированной».
Основной задачей проекта является замещение транзита газа через территорию Украины, от которого Россия намерена отказаться в 2019 году. Однако это не пугает европейские страны, которые чувствуют себя более уверенными благодаря возможности получать газ из альтернативных источников, в частности по азербайджанскому проекту«Южный газовый коридор».
Очевидно, что такое положение дел ставит под удар амбиции России подчинить себе газовый рынок Европы. С этой точки зрения из-за приостановки «Турецкого потока» Россия потеряет значительно больше Турции.