Конец российского газового могущества

Новое газовое соглашение между Киевом и Москвой показывает, что «Газпрому» становится все сложнее навязывать свои условия покупателям газа. Российское влияние на Европу отныне будет неуклонно уменьшаться.

Новое газовое соглашение между Киевом и Москвой показывает, что «Газпрому» становится все сложнее навязывать свои условия покупателям газа. Российское влияние на Европу отныне будет неуклонно уменьшаться.

Еще недавно «Газпром» называли газовым оружием России, с помощью которого Кремль мог давить не только на своих ближайших соседей, как это уже неоднократно было во время газовых войн с Украиной, но и на всю Европу. Но падение цен на нефть вместе с усилиями европейских покупателей газа привели к тому, что баланс сил начал понемногу меняться в пользу последних. И хотя пока еще рано об этом говорить безапелляционно, но в перспективе нескольких лет вполне реалистичной может быть ситуация, когда шантажировать будут уже Кремль. Время угроз перекрыть газ сменяет время угроз перестать его покупать.

О том, что это не досужие домыслы, а постепенно оформляющаяся реальность, свидетельствуют недавние газовые договоренности между Россией и Украиной. После решения Киева перестать покупать газ с первого апреля текущего года не прошло и нескольких дней до того момента, как Москва согласовала новую цену на газ. И хотя Украина так и не смогла избавиться от требования получать газ по предоплате, от невыгодной Киеву формулы «бери или плати» было решено отказаться, а цена оказалась именно такой, какой ее предсказывал украинский министр энергетики Владимир Демчишин — 248 долларов за тысячу кубометров.

Молодые пары часто пердпочитают провести свадьбу на берегу моря вдвоём например в Крыму.

Шантаж наоборот

Россияне попытались формально сохранить лицо, объясняя нынешнюю цену формулой в 348 долларов за тысячу кубометров минус 100 долларов скидки, предоставленной правительством Дмитрия Медведева. Однако эта казуистика не отменяет того простого факта, что Киев смог добиться от своего соперника ожидаемой цены. И это произошло даже раньше ожидаемого — каких-либо подвижек ожидали лишь ближе к середине апреля.

В это время в Берлине должны будут пройти новые переговоры, целью которых будет разработка соглашения о поставках газа до конца отопительного сезона 2016 года. Однако уже первого апреля «Нафтогаз Украины» и «Газпром» ударили по рукам, и цена на второй квартал текущего года была утверждена. Она оказалась дешевле того, что Киев должен был платить за реверсные поставки из Европы.

Оказалось, что для Украины перспектива перестать получать российский газ на ближайшие несколько месяцев оказалась менее пугающей, чем для России — перспектива потерять газовые доходы от одного из крупнейших покупателей голубого топлива. Если в 2011 году Киев был крупнейшим клиентом российского газового гиганта, то уже в 2013 году он перестал входить даже в первую тройку покупателей, уступив первенство Германии, Италии, Турции и даже Республике Беларусь. За это время даже правительство Януковича успело увеличить поставки газа из Европы и сократить потребление российского топлива. Сейчас же, в разгар войны между Украиной и Россией, Киев покупает газ в минимально необходимых объемах, что делает его зависимость от Москвы все менее значительной.

Российский газовый шантаж фактически привел к прямо противоположному результату. О диверсификации поставок начали задумываться как в Украине, так и в Европе. В то же время интенсивно развивалась инфраструктура, которая уменьшала зависимость основных клиентов «Газпрома» за счет возможности перекачивать газ из других европейских стран. Сеть новых газопроводов-интерконнекторов и газохранилищ привели к тому, что европейцы теперь готовы безболезненно пережить даже многомесячную задержку поставок российского газа.

Согласно последнему исследованию ученых Кельнского университета, единственной страной, которая может всерьез пострадать, если Россия откажется перекачивать газ через Украину, будет Болгария. Все остальные государства ЕС смогут долго обеспечивать себя за счет накопленных запасов, а также альтернативных источников голубого топлива — от Норвегии, до сжиженного газа из других частей света. В то же время снизилась и зависимость Украины. В летний период страна уже готова почти полноценно обеспечивать себя газом собственного производства, а также реверсными поставками из ЕС.

Проблемой пока остается необходимость закачивать газ в хранилища для бесперебойного транзита в Европу на протяжении зимы, а также недостаточные объемы европейских поставок, для того чтобы без проблем провести отопительный сезон. Здесь Украина пока не может обойтись без российского газа. Однако перебои с поставками газа теперь могут нанести немалый ущерб не только украинцам, но и «Газпрому».

В 2014 году российский газовый гигант повторил антирекорд 2010 года, поставив в Европу самый низкий за 20 лет объем газа. Эксперты уже сейчас предупреждают, что если во втором квартале политика компании не будет изменена, то лидерство на европейском рынке может достаться поставщикам сжиженного газа. Понимая это, в Киеве пользуются сложившейся ситуацией, ведь именно уменьшение прокачки газа через Украину стало причиной уменьшения российской доли в европейском рынке. Теперь газовый шантаж России сменился встречным шантажом со стороны главной жертвы ее давления — Украины.

Начало конца

Однако на этом плохие новости для «Газпрома» не заканчиваются. Стремительное снижение цен на нефть приводит к тому, что и газ становится дешевле. В этом виновен и сам российский газовый монополист, в свое время привязавший цену газа в ряде контрактов к цене черного золота. Снижение прибыли в таком случае можно компенсировать лишь увеличением объема продаж, но вся предыдущая деятельность «Газпрома» была направлена лишь на то, чтобы сделать газ дороже для своих клиентов, а не на то, чтобы продать его как можно больше по наиболее низким ценам.

Даже сейчас Россия продолжает рассматривать варианты того, как «наказать» Украину и европейцев за реверсные поставки. Российские юристы изучают вопрос этих поставок и готовы выдвинуть ряд исков по некоторым контрактам. По крайней мере, с такими заявлениями в начале апреля выступили в российском министерстве энергетики. То есть, в ситуации, когда необходимо срочными темпами попытаться восстановить к себе доверие на фоне расширяющегося пространства альтернатив на газовом рынке, россияне продолжают подтверждать свою репутацию шантажиста, с которым можно сотрудничать лишь тогда, когда тебя припрут к стенке.

Это происходит в то время, когда новое соглашение относительно атомной программы Ирана грозит не только еще больше обрушить цены на нефть, но также даст возможность поставлять иранский газ в Европу через турецкие трубопроводы. Не стоит забывать и об активной работе Брюсселя над альтернативными источниками поставок, в том числе и из Азербайджана. А вот попытки наладить российские поставки в Китай пока выглядят не более чем умозрительными конструкциями.

В этой ситуации у России остается лишь два варианта. Или заметить, что газовая дубина в ее руках истлевает, и пришло время мириться с теми, кого ближайшей зимой угрожал заморить холодом, или же дождаться, когда на угрозы из Москвы окончательно перестанут обращать внимание, и придется думать, куда деть весь этот никому уже не нужный газ. А главное — откуда теперь брать деньги, которые в последние годы обеспечивали иллюзию российского могущества.