Крах банковской системы приведет к развалу экономики страны

Многие читатели, наверное, не обратили внимание на тот факт, что накануне последнего ажиотажа на валютном рынке Азербайджана два международных рейтинговых агентства заострили свое внимание на банковской системе нашей страны. Их скучные отчеты мало понятны, велики по объему и написаны труднодоступным языком. Но на них стоит обращать внимание, рейтингами эти агентства просто так не разбрасываются.

Как сообщает AZE.az, первым выступило Moody's Investors Service, которое снизило прогноз банковской системы страны со "Стабильного" на "Негативный", пишет haqqin.az. «По расчетам агентства, при стоимости нефти в 55 долларов за баррель в 2015 году экономический рост в Азербайджане составит 1%, а в 2016 году – 1,7%. Но нефть уже стоит намного дешевле, сможет ли это обеспечить рост вообще, предсказать трудно.

Правда, здесь считают, что замедление роста ВВП Азербайджана может быть частично компенсировано за счет снижения госрасходов, подкрепленных значительными резервами в иностранной валюте, которые составляли 70% ВВП на конец 2014 года. И тут же агентство предрекает, что после девальвации национальной валюты 21 февраля, когда доллар подорожал почти на 34%, качество активов банков будет ухудшаться, так как большинство кредитов в иностранной валюте выдано заемщикам, которые не имеют доходов в инвалюте. При этом доля проблемных кредитов увеличится с 11,4%  в конце 2014 года до 15%.

Moody's ожидает негативного эффекта от переоценки активов в иностранной валюте на капитализацию банков, хотя считает, что "буферов" многих банков будет достаточно, чтобы покрыть потери, но в то же время подчеркивает, что девальвация ослабила доверие вкладчиков к национальной валюте, что привело к конвертации средств в иностранную валюту, и это увеличило разницу между активами и обязательствами в инвалюте. А в компетентности Moody's сомневаться не приходится, агентство провело стресс-тесты в рейтингуемых им Bank Technique, Bank Respublika, Unibank, Xalq Bank, Bank of Baku, Kapital Bank, Банк ВТБ (Азербайджан) и Международный банк Азербайджана.

Вслед за Moody's выступило и Standard & Poor’s, оценившее тенденцию развития отраслевого риска в банковском секторе страны как стабильную и ожидающее, что структура банковской отрасли в целом останется неизменной.

Хотя это может продолжаться в течение довольно длительного периода и оказывать еще большее давление на финансовые показатели и управление ликвидностью в банковском секторе. В то же время кредитный риск в экономике оценивается как чрезвычайно высокий, а риск фондирования банковской системы – как очень высокий. S&P, как и Moody's, считает, что на экономику страны отрицательно влияет падение цен на нефть, страна остается в значительной степени зависимой от сырьевого сектора, составлявшего 40% ВВП и 95% экспортных продаж в 2013-2014 годах.

Что же принесет снижение цен на нефть? Профицит страны по счету текущих операций сократится в среднем до 5% ВВП в 2015-2018 годах по сравнению с двузначными значениями на протяжении последних восьми лет. А в 2015 году дефицит составит почти 9% ВВП, тогда как в предыдущие годы отмечался его профицит. А эти факторы могут оказать негативное влияние на качество активов банковского сектора, уровень кредитного риска в экономике оценивается как чрезвычайно высокий.

В последние годы доля кредитования в иностранной валюте постепенно снижалась благодаря стабильности национальной валюты. По данным регулирующих органов, на 31 марта 2015 года доля проблемных кредитов составляла 5,9% от общего объема кредитов банковской системы. Выходит, что проблемные кредиты характерны не только для Межбанка, все банки в среднем в равной степени страдают от них.

А ведь до этого года азербайджанские банки были подвержены невысокому риску, связанному с валютным кредитованием – Центробанк поддерживал фиксированный обменный курс маната к доллару. Но после девальвации маната в феврале снижение доверия к манату привело к валютным дисбалансам в банках, клиенты конвертировали депозиты в манатах в валютные вклады. Это продолжается по сей день и оказывает еще большее давление на финансовые показатели и управление ликвидностью в банковском секторе. Не случайно агентство учитывает этот фактор в оценке кредитного риска в экономике как чрезвычайно высокий.

Вообще, агентство делает вывод о наличии искажений рыночной конкуренции. Несмотря на снижение доминирования государственного Межбанка влияние банков, прямо или опосредованно контролируемых представителями правящей элиты, усиливается. Они используют рискованные источники фондирования, рынки капитала для большинства из них труднодоступны, для сектора в целом характерен низкий уровень использования долгосрочного финансирования.

Объемы привлекаемых депозитов в последнее время увеличиваются, но по-прежнему не полностью покрывают объем выдаваемых кредитов – недостающая сумма финансируется главным образом за счет госсредств и кредитов международных финансовых организаций.

Одним словом, оба рейтинговых агентства подчеркивают сильную зависимость бюджета Азербайджана от мировых цен на нефть, которые все падают и падают. И именно этот фактор доводит так и не сложившуюся банковскую систему страны  до страшного состояния. Сегодня эта система самостоятельно не может решить даже небольшую часть своих проблем. А развал банковской системы приведет к полному развалу и экономики страны в целом.

Поэтому правительство стремится по мере своих возможностей помочь финансово вывести эту систему на более высокий уровень. Но падение цен на нефть все более и более сужает возможности правительства. Поэтому надо добиваться каких-то подвижек и со стороны самих банков, не может же правительство взять на себя их функции. И как бы это не было рискованно в период кризиса, в банковской системе страны надо наладить порядок. Планируемая приватизация  Межбанка – думается, лишь первый шаг на этом пути. Надо подумать и о других банках».