Мир переживает сейчас время гигантского геополитического разлома – по своей силе второго после падения Берлинской стены и распада СССР.
Москва возвращается на арену мировой политики, во многом, компенсируя чудовищный провал конца 80-х – начала 90-х годов. Россия начала успешную военную операцию в Сирии, предложив себя в качестве лидера новой антитеррористической коалиции.
Мировое сообщество еще не пришло в себя от изумления, но для ответственных властей уже наступило время, если не переоценки ценностей, то уточнения своих внешнеполитических приоритетов. Каков ближайший прогноз на стремительное развитие международной ситуации, и, что ждать Азербайджану от новой геополитической реальности, в которой ему еще предстоит выработать позицию, адекватную происходящим переменам? AZE.az посвящеяет этим темам очередное заседание экспертного «Круглого Стола».
Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:
– Я совершенно не согласна с теми политологами, которые считают, что Путин, как «черт из табакерки», выскочил на мировую арену, одним сирийским зигзагом загнав на информационные задворки весь украинский кризис. А заодно и показал всю бессмысленность антироссийских санкций. Пора уже привыкнуть к тому, что все свои масштабные внешнеполитические кампании Кремль готовит по лекалам военных операций, окружая их прочной завесой отвлекающих маневров, дезинформаций и замалчиваний. Но то, что «come back» Москвы неизбежен, стало ясно после Мюнхенской речи Путина. А блицкриги в Грузии и Крыму, как и возрождение российской армии из пепла с ее стремительным перевооружением и бесчисленными учениями – это реализация тех претензий, что были выдвинуты российским президентом в баварской столице.
Теперь Москва чувствует себя настолько уверенно, что предложила создать всемирную антитеррористическую коалицию по образу и подобию антигитлеровской. С развертыванием информационного центра РФ, Ирака, Ирана и Сирии в Багдаде пророссийская коалиция уже начала писать собственную историю. Тем более, что мир как-то позабыл отпраздновать на днях годовщину создания антиигиловской коалиции, возглавляемой США, к которым присоединилось более 60 государств. У них разные подходы к проблемам Сирии, прежде всего, в контексте сохранения режима Башара Асада и даже его личной судьбы. Но ни одна коалиция не рассматривает события в Сирии как мировой экзистенциальный кризис – «священную войну между мусульманским и христианским миром».
Однако такое государство-изгой все-таки нашлось. Это – Армения. Президент Саргсян, чья команда решила, что началось «столкновение цивилизаций», поспешил объявить Армению «карающим мечом человечества», поднятым над головой мусульманского Азербайджана, а Нагорный Карабах – «неотъемлемой частью Армении». Удивленное человечество на демарш армянского президента никак не отреагировало. Попытка армянских элит «поймать рыбку в мутной воде» позорно провалилась, но именно Баку не должен позволить международному сообществу забыть о ней. По дипломатическим, культурным, молодежным – любым каналам – надо нести в мир информацию о том, что Ереван, фактически, признал аннексию Карабаха. А к тому же играет самую деструктивную роль, выдавая карабахский конфликт за цивилизационный. Глупейшее признание Саргсяна должно быть максимально эффективно использовано нашей дипломатией в карабахском переговорном процессе.
Хайме Алехандро Феррейра, журналист-международник, эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
– Действительно, предложение Путина о создании антитеррористической коалиции было весьма благожелательно встречено европейским обществом. Я имею в виду здравомыслящих людей, а не элиты, тем более, из бывшего социалистического лагеря. Люди поражены эффективностью ударов российских ВВС и, естественно, сравнивают происходящее с действиями коалиции, собранной США. Она в результате 7000 вылетов, по данным Пентагона, уничтожила немногим более 3000 боевиков ИГИЛ, в чем я очень сомневаюсь. За несколько дней бомбардировок русские поразили больше ключевых объектов военной инфраструктуры боевиков, чем американская коалиция за год. Как в рекламе корпорации «Форда» – «Feel the Difference» («Почувствуй разницу»).
Европейского обывателя неприятно поражает такая цифра – на уничтожение одного боевика США тратят …175 тысяч долларов. Нам бы эти деньги на обустройство беженцев. На сегодняшнего европейца мало действуют телезаклинания – «Москва бомбит не ИГИЛ, а легитимную оппозицию». Чем они, собственно, отличаются? Если вас захватят боевики ИГИЛ, то они выставят вас на продажу, а если сделка сорвется – отрежут голову. Если поймает «Джабхат ан-Нусра», то тоже постараются продать. А в случае неудачи – расстреляют. Вот и все отличия. Впрочем, по настроению и голову отрезать могут. Поэтому по реакции западных СМИ на российскую операцию в Сирии не стоит судить о настроениях обычных граждан Евросоюза.
Оно, кстати, меняется и в отношении беженцев. На Октоберфест бюргеры возмущались фактами, приведенными главой немецкого МВД Томасом де Мезьером. Он сообщил, что беженцы не скупятся тратить деньги на такси для поездок по всей Германии. А в итальянских «Pizzeria», как утверждают местные СМИ, негодуют по поводу ставок, которые изгнанники делают на футбольных тотализаторах. По последним исследованиям, 65% европейцев не совсем лояльно относятся к новым мигрантам. Но никто не говорит о наступившем столкновении христианства и ислама. Это – моральное табу, которое нарушают только откровенные фашисты.
Однако стремящаяся в европейскую семью Армения на уровне официальной идеологии пропагандирует идею войны между двумя мировыми религиями. Во всяком случае, этот вывод можно сделать из гневных речей президента Саргсяна и других представителей армянской элиты. На мой взгляд, прежде всего, азербайджанские парламентарии, дипломаты, журналисты, деятели культуры должны вынести на многочисленные европейские трибуны обсуждение этой позиции Еревана и армянской диаспоры, вытащенной из времен крестовых походов.
Ризван Гусейнов, директор Центра истории Кавказа, научный сотрудник Института по правам человека НАН Азербайджана:
– Развитие ситуации вокруг Сирии, указывает на то, что она достигла своей кульминации, поскольку Россия открыто вступила в военный конфликт на стороне Башара Асада. Фактически теперь Россия компенсирует свою пассивность во время войны в Ливии, когда поддержка официальной Москвы могла бы даже спасти Муамара Каддафи и, возможно, сохранить относительную стабильность в регионе. Если бы Россия позволила выдавить себя из Сирии и Средиземноморья, то это обернулось бы для российских геополитических интересов катастрофой, подобно той, что случилась с СССР после сдачи стран Восточной Европы. Именно эта ошибка, сделанная тогдашним кремлевским руководством во главе с М.Горбачевым, обернулась потерей влияния на огромные регионы в Юго-Восточной Европе и Средиземном море.
Очевидно, что в Сирии ныне решается судьба не только российских интересов, но и интересов Ирана, Ирака, Турции и других политических игроков. В этой ситуации Азербайджан совершенно справедливо поддерживает позицию России по сирийскому вопросу и не секрет, что российская авиация летит бомбить позиции сирийских боевиков через территории Азербайджана, Ирана и Ирака. Хаос в этом регионе Средиземноморья может угрожать интересам Азербайджана, поскольку в его пространстве осуществляется продажа и транспортировка по морю азербайджанской нефти из турецкого порта Джейхан.
Есть еще одна причина, по которой не трудно понять поддержку сирийских властей со стороны Ирана, Ирака и Азербайджана – стран со значительным шиитским населением. Угроза со стороны ИГИЛ и других подобных террористических образований, выполняющих интересы кого угодно, но только не исламского мира, несомненно, волнует Азербайджан. Следует отметить, что почти все ведущие исламские ученые и богословы мира четко назвали ИГИЛ и подобные группировки ничего не имеющими общего с мусульманами и исламским вероучением. Более того, исламские ученые открыто обозначили ИГИЛ прямым врагом мусульман и Ислама. В этой ситуации позиция России может вызвать симпатии и поддержку среди мусульман разных стран. Остается надеяться, что Россия не завязнет в сирийском конфликте и сумеет учесть фактор переменчивости симпатий «арабской улицы».
Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
– Глава Пентагона Эштон Картер назвал действия российского генералитета непрофессиональными, потому что Москва предупредила его ведомство о своих ракетно-бомбовых ударах в Сирии только за час до их начала. Простим министру обороны эту очевидную глупость, он все-таки физик-теоретик, а не военный. На самом деле, о неизбежности такой операции говорилось достаточно давно, и со многими игроками Кремль сумел договориться. Не случайно же премьер Нетаньяху приезжал в Москву вместе с начальником Генштаба Армии обороны Израиля Гади Айзенкотом и главой Управления разведки Херци Ха-Леви. Больше израильтяне не наносят ударов по боевым порядкам Асада, хотя российские Су-30 иногда отгоняют любопытные израильские «Фантомы» от сирийско-ливанской границы.
С Египтом проблем, вообще, не было. Маршал Сиси и так всегда негласно поддерживал Асада и не только морально, а теперь Каир официально приветствовал действия РФ в Сирии. Даже контакты американских военных с российскими коллегами проходят, по признанию Пентагона, вполне дружелюбно и на профессиональном уровне. Если учесть, что Саудовскую Аравию, запутавшуюся в собственных династических и иных проблемах, никто в сирийских делах серьезно в расчет уже не принимает, то в самом сложном положении оказался президент Эрдоган.
Как сейчас не без злорадства пишет пресса суннитских монархий, «решение о российской интервенции было принято после того, как Турция «перешла красную черту», напрямую вмешавшись в сирийскую войну, поддержав аль-Каиду во время вторжения в Латакию через Кессаб летом прошлого года, и позднее – во время боевых действий в Идлибе». Если под аль-Каидой понимать ее «дочерние предприятия» – коалицию экстремистских групп «Джейш аль-Фатх», возглавляемую «Джарха-ан-Нусрой» – то, все сказанное близко к реальности. Сейчас «Джейш аль-Фатх» выводит свои силы из Идлиба и других городов на северо-западе Сирии, чтобы прижаться к турецкой границе. Именно там действует Сирийская курдская демократическая партия, уже предложившая России план совместных действий. В такую ситуацию, как бомба, заложено резкое обострение отношений между Москвой и Тегераном.
Не думаю, что это может как-то негативно сказаться на турецко-азербайджанском сотрудничестве. В конце концов, президенту Эрдогану следует не злость на ком-то срывать, а задуматься над собственными политическими просчетами. Сейчас он откровенно портит отношения с американцами, призывая опекаемых им «сирийских повстанцев» сражаться с Асадом до победного конца. А это – явный саботаж новой позиции президента Обамы. Видимо, Анкара так и не сделала выводов из отказа Вашингтона создать на севере Сирии «сектора безопасности» – т.е. «наземный буфер» и бесполётную зону. А, что касается Азербайджана, то нынешнее развитие событий на Ближнем Востоке, безусловно, отвечает его интересам.