Кто стоит за дележом Каспия?

Вероятно, «морские» переговоры по статусу моря затянутся

Очередное заседание рабочей группы по определению статуса Каспийского моря пройдет в Ашхабаде до 15 апреля. Встреча состоится на уровне заместителей министров иностранных дел всех пяти прикаспийских государств – России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана, которые более 10 лет никак не могут согласовать проект конвенции о правовом статусе водоема.

В преддверии очередного раунда переговоров, инициатором которых выступил Азербайджан, заместитель министра иностранных дел Халаф Халафов пояснил, что в Ашхабаде стороны предпримут новые усилия для сближения позиций по основным вопросам. «Работа над проектом конвенции продолжается, имеющиеся серьезные недостатки находятся в стадии устранения», – сказал он журналистам. При этом замминистра воздержался от прогнозов: «Ни одна из сторон не возьмется ответить на вопрос, когда будут устранены недостатки».

Дело в том, что сегодня из пяти прикаспийских государств только три – Россия, Казахстан и Азербайджан – подписали между собой соглашение по предложенному Москвой принципу: делится дно, вода – общая. Предложив эту формулу, Москва фактически закрыла для себя проблему раздела внутреннего водоема. Согласно подсчетам экспертов, при разграничении Каспийского моря на национальные секторы по так называемому методу срединной линии Ирану достается 0,9 млрд. тонн условного углеводородного сырья, Туркмении – 1,5 млрд. тонн, России – 2 млрд. тонн, Азербайджану – 4 млрд. тонн и Казахстану – 4,5 млрд. тонн.

По мнению большинства аналитиков, предложенная Россией формула и принципы поэтапного решения спорных вопросов приведут в конечном итоге к взаимовыгодному решению проблемы статуса Каспийского моря с учетом интересов всех прибрежных государств. Кстати, с вариантом раздела Каспия на национальные секторы на основе принципа срединной линии согласен и другой крупнейший игрок в регионе – США, объявившие Каспий зоной своих национальных интересов.

Основные разногласия в переговоры вносят Иран и Туркмения. Причем позиции этих государств диаметрально противоположны. Туркмения еще при президенте Сапармурате Ниязове отвергала модифицированную срединную линию раздела Каспия из-за спора с Азербайджаном за месторождения Азери и Капяз (в туркменской топонимике Хазар и Сердар), расположенные в центре Каспия. Что же касается Ирана, то он настаивает на разделе спорной территории на пять равных частей.

По мнению директора Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхама Шабанова, позиция Тегерана контрпродуктивна и не имеет аналогов в мировой практике. «Иран сам, понимая нереальность своих притязаний на 20% Каспия, тем не менее продолжает начатую игру в надежде получить взамен выгодное политическое предложение от Запада», – считает Шабанов.

Между тем, несмотря на достигнутые соглашения с Казахстаном и Азербайджаном, Россия и Иран периодически выступают с единых позиций – особенно когда речь идет о перспективах прокладки по дню Каспия трубопроводов для доставки через Азербайджан на западные рынки углеводородов из Средней Азии и Казахстана. Москва и Тегеран считают, что для такого строительства необходимо получить разрешение всех пяти прикаспийских стран.

Называя же вещи своими именами, России просто невыгодно создание Транскаспийского энергетического коридора, который способен серьезно изменить расклад в мировой энергетике. А потому перспективы этого глобального проекта, активно лоббируемого США, Великобританией и Турцией, находятся в прямой зависимости от пятистороннего договора по статусу Каспия и остаются туманными – переговорный процесс может затянуться надолго.