В Третьяковской галерее открывается выставка художника Таира Салахова.
Как передает AZE.az, художник Таир Салахов стал классиком при жизни. Он вошел в историю искусства как ключевая фигура сурового стиля. Салахов продолжает работать и сегодня. Его мощная живопись порой приобретает качества монументальной росписи. Главные темы его работ – труд как творчество и творчество как напряженный труд. Но в Третьяковской галерее, которая впервые проводит персональную выставку «Таир Салахов. Солнце в зените», решили уйти от сложившихся стереотипов и показать многогранность творчества художника.
Об этом говорится в репортаже российского телеканала «Культура» («Россия»).
Таира Салахова называют патриархом изобразительного искусства, художником правды жизни. Он один из основоположников сурового стиля, возникшего в период оттепели. Его представители выступали против глянцевого парадного соцреализма и одновременно против западных тенденций вроде «искусства ради искусства». Работы Салахова строгие по колориту, четкие по композиции и очень лаконично передают мировосприятие той эпохи.
«То, как это сделано в советском кинематографе, оценили уже давно. То, как это было сделано в искусстве – не менее сильно и значимо, – мне кажется, начали понимать только сейчас. Поэтому еще раз скажу, что это один из моих любимых художников, и я включила портрет Караева в состав выставки "Россия. Музей Гуггенхайма, где было всего 230 произведений, охватывавших тысячу лет развития русского искусства», – комментирует директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулов.
Портрет композитора Кара Караева из собрания Третьяковки включён и в эту экспозицию. В нём Салахов стремился передать сложный процесс рождения музыки.
В острой и динамической манере выполнен портрет Мстислава Ростроповича. Таир Салахов написал его во время гастролей великого виолончелиста в Баку. Художник и музыкант встретились полвосьмого утра, и на протяжении нескольких часов Мстислав Ростропович исполнял свою любимую музыку. А с Дмитрием Шостаковичем никакой предварительной договорённости не было. Случай помог написать портрет выдающегося композитора.
«Я шел по Москве, в центре и вдруг увидел своего друга, – вспоминает Таир салахов. – Он был корреспондентом "Правды", и он мне говорит: "Я иду к Шостаковичу брать у него интервью". Я говорю: "Молодец!" Он: "Пойдем со мной!" Я ответил: "Меня не приглашали". А он: "Посидишь, послушаешь". Я сидел и сделал там первый набросок».
В Третьяковской галерее впервые собрали вместе портреты матери Таира Салахова. Трогательная серия: она – в ожидании мужа и детей, она – незадолго до смерти , потом – тот же вид, но уже без главной героини. На выставке представлен и портрет дочери Айдан Салаховой. Сегодня она тоже известная художница. Другого Таира Салахова показывает и серия работ, выполненных в 1970-х годах. Она посвящена излюбленному месту азербайджанских художников – Апшеронскому полуострову. Этот период в творчестве Салахова называют метафоричным.
«Меняется манера художника. Лёгкий совершенно мазок, вибрирующий. Гребешки травы и всё время набегающие волны, которые готовы поглотить. В этих работах он размышляет о прошлом, настоящем и будущем», – говорит куратор выставки Ольга Полянская.
Таир Салахов почти сорок лет работает в Академии художеств, и одно из главных его достижений – это популяризация западного современного искусства. При его участии в конце 1980-х – начале 1990-х в столице прошли персональные выставки Фрэнсиса Бэкона, Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста. Салахов и сегодня с большим интересом следит за современным искусством, принципиально никого не критикует, считая, это он чего-то не понимает, а в будущем поймёт. Так, кстати случилось с творчеством Сальвадора Дали, к которому Салахов долгое время относился с недоверием, говорится в репортаже.