«Я понимаю, на войне гибнут люди, но когда мирных жителей специально убивают, подвергают нечеловеческим пыткам, издеваются и еще глумятся над телами – это настоящее зверство. От этих зверств теряется вера в человека», – заявил литовский журналист Ричард Лапайтис.
Как передает AZE.az, литовский военный журналист Ричардс Лапайтис сказал, что спустя 23 года со дня Ходжалинской трагедии, легче не становится. По его словам, те кошмарные дни до сих пор стоят у него перед глазами.
«Я видел зверски убитых гражданских лиц, изуродованные, обезглавленные трупы мужчин, женщин, детей. Мне было тогда 23 года, и до сих пор не понимаю, как я тогда без помощи психолога смог пережить увиденное. Не забуду, в каком невообразимом страхе, панике находились люди. Плакали дети, женщины, плакали даже мужчины в форме, которые не ожидали подобного зверства.У меня дома сохранились фото обезображенных трупов, без черепа, с выколотыми глазами. Правозащитный центр «Мемориал», который провел собственное расследование обстоятельств Ходжалинской трагедии, сообщил, что несколько десятков трупов имели следы глумления. Врачами санитарного поезда города Агдама, а это были русские врачи, зафиксировано не менее четырех скальпированных тел, одно тело с отрезанной головой», – сказал АзерТАдж Р.Лапайтис.
Журналист отметил: «Я понимаю, на войне гибнут люди, но когда мирных жителей специально убивают, подвергают нечеловеческим пыткам, издеваются и еще глумятся над телами – это настоящее зверство. От этих зверств теряется вера в человека».
Р.Лапайтис вспоминает, что в те дни побывал в санитарном поезде рядом с Агдамом, куда поступали люди с отмороженными конечностями. Врачи, по его словам, не успевали делать ампутации.
«Иностранные журналисты, которые также находились в те дни в Агдаме, ужасались от увиденного. Кроме панического страха, агдамцами овладевало недоумение. Они спрашивали нас: «Мы – советские люди, в чем мы виновны? За что на нас обрушилась такая беда? Ведь мы жили бок о бок с армянами, дружили с ними», – говорит журналист. «Должен отметить, – продолжает Р.Лапайтис, – что после штурма Ходжалы, армяне были первыми свидетелями того, какое зверство они совершили собственными руками. Некоторые армяне были сами не в себе от увиденного – поле было усыпано обезображенными телами детей, женщин. Одни армяне хотели продолжить издеваться над трупами, другие, пусть и поздно, – остановить эту жестокость. Словом, происходил полный психологический распад. Я уверен, армяне проиграли эту войну».Журналист рассказывает, что вернувшись в Вильнюс, он решил написать статью о бойне в Ходжалы. «В то время литовские газеты просто не могли поверить в то, что подобный фашизм мог повториться в наши дни и был совершен армянами. Меня не хотели печатать. Сегодня на фоне украинских событий, мы понимаем, что нельзя оставаться в стороне от несправедливости. Если бы Европа в 1990-е годы откликнулась и своевременно вмешалась бы в урегулирование нагорно-карабахского конфликта, то уже тогда можно было бы остановить войну, не было бы столько искалеченных судеб, жертв», – делится Р.Лапайтис.
По словам журналиста, после долгих усилий его репортаж о Ходжалы все-таки был показан на литовском телеканале, и армянская диаспора дала о себе знать. «Мне угрожали, за мной открыли настоящую охоту», – вспоминает он. Ричардс Лайпатис подчеркнул, что ничто его не остановит.
Он говорит, что каждый год ездит в прифронтовую зону, месяцами живет там. «Я закрытыми глазами проеду все зону от Физули до Алибейли, посещаю самые тяжелые села – Гасангая, Гапанлы и вижу, что, несмотря на то, что прошло 23 года, перестрелки, поджоги продолжаются. Эта безумная война повлияла и на будущее поколение Азербайджана. Молодые женщины, которые в те кошмарные дни носили под сердцем ребенка, родили детей-инвалидов. И тогда я понял, что обязан снять фильм о самой страшной странице Карабахской войны – Ходжалинской трагедии. Фильм, который снимали в течение 5 лет, назвали «Бесконечный коридор». Этот фильм, который, возможно, снят поздно, – не подвиг, это человеческая отдача, маленькая свеча в память о жертвах геноцида в Ходжалы. Я очень надеюсь, что в конце коридора все-таки забрезжит свет и справедливость восторжествует», – сказал Р.Лапайтис.