Все обещания, в том числе заверения Президента США Б.Обамы на прошлогодней сессии Генеральной Ассамблеи о принятии Палестины через год в ООН, также остаются словами, – отметил министр иностранных дел России.
Как сообщает AZE.az, министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу «Россия 24» прокомментировал ключевые вопросы повестки 66-й сессии Генассамблеи ООН, в их числе – обращение Палестины.
“Мы готовы поддержать обращение, которое призвано легализовать в международном контексте статус 1988 г., когда Советский Союз признал палестинское государство. С тех пор в Москве действует Посольство Государства Палестина, во главе которого стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол, пользующийся всеми правами, которые есть у глав других дипломатических миссий”, – отметил Лавров, комментируя обращение Палестины о принятии в члены ООН.
“Палестинское заявление поступило в Совет Безопасности ООН. По процедуре должен быть создан комитет в составе пятнадцати членов. Ему предстоит рассмотреть вопрос о том, какой образ действий рекомендовать Совету Безопасности: либо поддержать, либо отклонить палестинскую заявку. В случае отрицательной рекомендации или при отсутствии таковых вообще любой член Совета Безопасности имеет право предложить проект резолюции об удовлетворении поданной заявки.
Трудно сказать, как пойдет дело. Ныне разброс в Совете Безопасности широк. Предстоят интенсивные переговоры. Палестинцы устами М.Аббаса, с которым я встречался на прошлой неделе, выразили решимость довести дело до конца, прежде чем будут думать, как поступить дальше. Они знают, что резолюция будет заветирована американцами – сомнений никаких нет.
Отмечу, что мы неоднократно обращали внимание в беседах с нашими партнерами на ту часть позиции М.Аббаса, которая подчеркивает, что «поход» в Совет Безопасности не означает отказ от переговоров. Наоборот, такой шаг призван драматизировать необходимость их срочного возобновления, но на имеющейся международно-правовой базе, включающей резолюции Совета Безопасности, Мадридские принципы, в том числе «земля в обмен на мир», и Арабскую мирную инициативу, которая предлагает Израилю признание всеми арабскими государствами в случае ухода с оккупированных территорий.
Характерно, что все элементы международно-правовой основы урегулирования палестинской проблемы вошли в заявление, которое сделал «квартет» международных посредников на уровне министров иностранных дел России, США, Высокого представителя Евросоюза и Генерального секретаря ООН. Мы приняли это заявление 23 сентября. Помимо подтверждения основы, на которой должны возобновиться переговоры, в нем содержится определенный график, предлагаемый Палестине и Израилю: в течение месяца возобновить переговоры, за три месяца провести инвентаризацию того, где мы находимся. Предусмотрен созыв Московской конференции, о которой Россия не раз говорила. Предложено до конца 2012 г. достичь очередных договоренностей. Этот график сейчас рассматривается сторонами. Будем ждать их реакции.
Комментируя позицию США по поводу инициативы Палестины, Лавров отметил:
“Можно понять и тех, и других: американцев, которые не желают в негативном свете представать перед арабским и всем исламским миром, и палестинцев, поскольку дело никуда не движется. Все обещания, в том числе заверения Президента США Б.Обамы на прошлогодней сессии Генеральной Ассамблеи о принятии Палестины через год в ООН, также остаются словами.
Безусловно, во всей ситуации присутствует эмоциональный заряд со стороны Палестины, Израиля и внешних игроков. Есть предложение попытаться на данном этапе найти «золотую середину» и в качестве промежуточного шага принять Палестину наблюдателем в ООН. Об этом заявил и Президент Франции, об этом мы раньше говорили с Генеральным секретарем Лиги арабских государств. Это означает, что вопрос о членстве останется открытым. Но решение о статусе наблюдателя в ООН принимает Генеральная Ассамблея, где отсутствует право вето. Там нужно получить две трети голосов, т.е. примерно 125-126. Этот статус даст возможность полноправно участвовать во всех дебатах в ООН и, не менее важно, подключаться к работе ряда организаций, фондов и программ системы Организации Объединенных Наций.
Эту инициативу мы могли бы поддержать. Мы не можем отказать палестинцам в праве получить ответ на их законные и выстраданные требования”.