Лавров: мы рады, что иранская проблематика будет обсуждаться в Турции

Необходимо обсуждать и перспективу снятия санкций по мере того, как Иран будет более эффективно сотрудничать с МАГАТЭ и закрывать имеющиеся вопросы, и экономическое взаимодействие, и сотрудничество по региональным делам, – сказал глава МИД России.

Мы давно выступали за то, чтобы одна из встреч «шестерки» с иранскими представителями состоялась в Турции. Рады, что это будет происходить в Стамбуле. Надеюсь, что сама атмосфера этого великого города настроит всех участников на конструктивный лад.

Что касается ожиданий от переговоров, то будет хорошо, если удастся согласовать программу дальнейшей работы. За одну встречу всех вопросов не решить. Важно договориться, что конкретно будет обсуждаться и каковы будут этапы этого обсуждения. Позиция и России, и всех других участников «шестерки» заключается в том, что в центре дискуссии должна быть иранская ядерная программа и те вопросы, которые остаются неурегулированными в рамках ИЯП.

Но это не должно быть единственным пунктом повестки дня. Необходимо обсуждать и перспективу снятия санкций по мере того, как Иран будет более эффективно сотрудничать с МАГАТЭ и закрывать имеющиеся вопросы, и экономическое взаимодействие, и сотрудничество по региональным делам. Рассчитываю, что это произойдет, и такая программа работы и повестка последующих встреч будут одобрены. Это станет неплохим результатом.

Об этом, как сообщает AZE.az, на совместной пресс-конференции с главой МИД Турции сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.

По его словам, некоторое время назад страны «шестерки» сделали Ирану конкретные предложения, центральной частью которых было решение ядерного вопроса путем полного сотрудничества Ирана с МАГАТЭ, участия в Дополнительном протоколе и других механизмах, что не является обязательным, но будет необходимо, учитывая историю ИЯП.

Предложения также включали поощрения и преимущества, которые Иран получит, если будет сотрудничать. Речь также шла о предложениях по сотрудничеству в вопросах безопасности, принимая во внимание законные озабоченности как Ирана, так и всех стран региона. В данных предложениях также говорилось о том, что, когда МАГАТЭ доложит об отсутствии вопросов к иранской стороне и о мирном характере ИЯП, тогда Иран будет иметь такие же права, как и любые другие неядерные члены ДНЯО. Речь идет о возможности обогащения урана для топливных целей под контролем наблюдателей МАГАТЭ, в рамках Дополнительного протокола и других процедур.

Говоря о санкциях, которыми вновь пригрозила американская сторона, Лавров отметил, что Россия никогда не поддерживала односторонние санкции. “Если все страны, участвующие в переговорах с Ираном, согласились работать в СБ ООН и придерживаться общих подходов, то любые односторонние санкции станут помехой и будут подрывать основы совместных усилий. Мы разъясняли свое отношение к односторонним санкциям нашим партнерам в США и ЕС, и, надеюсь, они нас услышали. Это контрпродуктивно для коллективных усилий по поиску путей решения ИЯП”, – сказал он.