Глава МИД России перед встречей с Аннаном по Сирии заявил о шантаже со стороны Запада и призвал не вешать на РФ всех собак.
Как передает AZE.az со ссылкой на российские СМИ, Москва усматривает элементы шантажа в позиции Запада по продлению мандата СБ ООН на работу международных наблюдателей в Сирии и считает некорректным вешать на Россию и Китай всех собак за затягивание сирийского кризиса. Так выразился глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции, посвященной двухдневному визиту спецпосланника ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннана, который прибыл в Москву в понедельник днем.
Напомним, до конца недели Совет Безопасности ООН должен проголосовать по вопросу продления миссии международных наблюдателей в Сирии, у которых в ночь на 21 июля истекает мандат. На рассмотрении Совбеза сейчас находятся два проекта новой резолюции – максимально мягкий российский и санкционный западный. Общего в обоих только то, что миссию предлагается продлить.
Комментируя западный вариант, Лавров заявил, что ситуацию в Сирии пытаются подвести под статью 7 Устава ООН, разрешающую применять силу в отношении стран, чья политика угрожает международному миру и безопасности. Причем ранее сообщалось, что о возможности применения этой статьи в тексте западного проекта резолюции было решено не упоминать. Вместо этого, как передавали СМИ, Сирии хотят пригрозить немедленными экономическими и/или дипломатическими санкциями, что предусматривает статья 41 Устава ООН.
“К нашему большому огорчению, наблюдаются элементы шантажа. Нам говорят, что если вы не дадите согласия на принятие резолюции по главе 7 Устава ООН, то мы откажемся продлевать мандат миссии наблюдателей”, – цитирует российского министра РИА “Новости”.
Лавров подчеркнул, что в Москве считают такой подход “абсолютно контрпродуктивным и опасным, потому что использовать наблюдателей в качестве разменной монеты недопустимо”. Он напомнил, что миссия наблюдателей ООН в Сирии заключается в том, чтобы давать объективную оценку происходящему в стране, а также в расследовании инцидентов наподобие того, который произошел в сирийской деревнеТремсех. (NEWSru.com: в СМИ встречаются самые разные написания этого названия: Тремс, Треймси, Трамас, Тарамсех и т.д. Англоязычные источники называют деревню Tremseh).
Глава МИД подчеркнул, что “прежде, чем призывать к задействованию принудительных мер, надо выполнить то, о чем договаривались за рамками главы 7, то есть то, о чем договорились в резолюции 2042 и 2043 – влиять на все стороны, а не исходить только из односторонних требований к правительству”.
Он добавил, что “некорректно вешать всех собак на Россию и Китай, не говоря об угрозах, что они за это заплатят – считаю это не только за гранью дипломатии, но и за гранью воспитанности”. По словам Лаврова, “в предложенном Россией проекте резолюции нет ссылок на 7-ю главу Устава, нет в нем и предварительных условий прекращения насилия, начала диалога”. “Это полностью соответствует договоренностям Женевы, в которых нет предварительных требований”, – сказал министр.
Причем, по его словам, если западные партнеры заблокируют российский проект резолюции, то миссии ООН придется покинуть Сирию. “Это будет прискорбно”, – сказал он и выразил надежду, что “изначально не было такого замысла у наших западных коллег, чтобы создать условия для сворачивания этой миссии”.
Что касается западного варианта резолюции, то, как заявил Лавров, Москва не пропустит такой документ, который не основывается на женевских договоренностях. “Мы не для того провели там (в Женеве -Прим. ред.) полдня и полночи, добивались согласия по конкретной формулировке, чтобы все это пустить “коту под хвост” и вернуться к той идее, с которой западные страны приехали в Женеву”, – цитирует его ИТАР-ТАСС.
Министр сказал, что в России готовы и на так называемое техническое продление миссии ООН в Сирии – то есть, принятие резолюции, которая будет воспроизводить те требования, что содержатся в уже принятых ранее документах. “Такая резолюция может состоять из одного пункта: решаем продлить мандат миссии ООН в Сирии как он изложен в такой-то резолюции и с уточнениями, которые предлагает генеральный секретарь ООН в своем докладе”, – объяснил он.
Также на пресс-конференции глава МИД РФ заявил, что считает уход президента Сирии Башара Асада нереалистичным. “И это совсем не вопрос наших пристрастий, симпатий или антипатий. Он не уйдет не потому, что мы его защищаем, а просто потому, что за ним весьма и весьма значительная часть населения Сирии”, – подчеркнул Лавров.
Он напомнил, что на встрече в Женеве ее участники договорились о необходимости введения в Сирии переходного периода и создания переходного управляющего органа. “Вот чем надо заниматься”, – указал Лавров, отметив, что власти Сирии выделили переговорщика для ведения диалога с оппозицией, в то время как оппозиционные силы этого до сих пор не сделали.
“Мы смотрим на эту ситуацию пессимистически, если будет продолжена нынешняя тенденция. Если ведущие оппозиционные группы выбирают путь революции – это значит, что они не собираются останавливаться”, – приводит “Интерфакс” слова российского министра. “Мне также трудно предположить, что в этой ситуации правительственные силы захотят в одностороннем порядке разоружаться или выходить из населенных пунктов”, – продолжил он.
Также Москву крайне тревожит активизация в Сирии “третьей силы” в лице “Аль-Каиды” и близких к ней экстремистских организаций. “Эта тенденция наблюдается и в других частях региона, она ставит под угрозу безопасность, и этому следует поставить решительный заслон”, – заявил Сергей Лавров.
В понедельник вечером глава МИД встречается с Кофи Аннаном, который прибыл в Москву уже во второй за последние четыре месяца. Во вторник запланирована встреча Аннана с президентом Владимиром Путиным.
Российская сторона намерена призвать спецпосланника активизировать работу с сирийской оппозицией. “Мы, честно говоря, не видим, что наши партнеры готовы активным образом работать с оппозицией, да и Кофи Аннан является главным переговорщиком в этом процессе. К сожалению, пока мы не видим каких-то практических результатов его контактов и контактов его команды с оппозицией”, – заявил ранее в интервью “Интерфаксу” замглавы МИД Геннадий Гатилов.