«Мне очень нравится играть кавказцев, это удивительно красивые, музыкальные, пластичные люди».
Как передает AZE.az, Владимир Зельдин – легенда советского и российского кино. Слава пришла к Зельдину, когда актер сыграл статного красавца Мусаиба Гатуева в «Свинарке и пастухе» Ивана Пырьева. Фильм до сих пор пользуется популярностью среди зрителей и входит в золотой фонд российского кинематографа. В свой 101 год Зельдин играет в трех спектаклях, выступает на своих творческих вечерах, и каждое его общение с журналистами – это полноценный живой насыщенный спектакль. Имя Зельдина внесено в Книгу рекордов Гиннеса как старейшего в мире играющего актера. В интервью «Москва-Баку» актер рассказал о своем знакомстве с Гейдаром Алиевым, о том, что для него значит играть кавказцев и многом другом.
– Владимир Михайлович, Вы когда-нибудь были в Азербайджане?
– Ну а как же! Конечно! Первый раз мне довелось побывать в Азербайджане еще во времена, когда я был студентом театрального училища и учился в студии при Театре Моссовета.
Тогда мы приехали с гастролями в Баку, жили там в Черном городе (название восточных районов Баку, ранее бывших его пригородами, там были сосредоточены предприятия нефтяной промышленности – прим.ред.) Чтобы выступать, ездили из Черного города в центр города, поскольку именно там сосредоточены все театры.
Баку произвел на меня очень хорошее впечатление. А я как актер всегда сужу о городе по зрителю. Здесь зритель гостеприимный, очень доброжелательный, активный, и город такой же.
И потом Баку – это город на берегу моря, а море всегда украшает, придает ауру романтики, поэтичности.
Запомнилась мне одна деталь во время нашего пребывания в Баку. Помнится, в городе производили какие-то удивительные, волшебные женские сапожки разных фасонов, которые делали из красивой кожи разных цветов. Вот этими сапожками наши актрисы очень увлекались, скупали их и чувствовали в них себя настоящими леди.
Об Азербайджане, о Баку, о людях, живущих там, у меня самые хорошие впечатления, и я бы с удовольствием вернулся туда. Город сохраняет свою индивидуальность, самобытность, национальный колорит, кавказский темперамент.
Был в Азербайджане несколько раз с гастролями, участвовал в творческих встречах. Все это было, когда президентом еще был Гейдар Алиев.
– Вы были с ним знакомы, каким он Вам запомнился?
– Помню, мы с Ларисой Голубкиной играли в Баку в спектакле «Последний пылко влюбленный» по пьесе Нила Саймона. Зал был полон, и на спектакле присутствовал Гейдар Алиев. После спектакля Алиев организовал для нас совершенно шикарный чай с фруктами и сладостями.
Гейдар Алиев произвел на нас очень сильное впечатление – человек очень умный, очень образованный. Он совершенно свободно, со знанием предмета разговаривал с нами на театральные темы, совершенно замечательно разобрал увиденный спектакль. Он много разговаривал с нами, уделил большое количество времени. Произвело на нас большое впечатление. Очень обаятельный и красивый человек…
Последняя моя поездка в Баку состоялась с «Вивальди-оркестром» Светланы Безродной. Наш концерт прошел с большим успехом, тем более, что в нем принимал участие выдающийся пианист Николай Петров. Я тоже выступал, пел песни из реальной сказки «Свинарка и пастух». И снова на концерте присутствовал Гейдар Алиевич, а после выступления зашел к нам за кулисы, общался с артистами.
– Вы снимались в фильмах, так или иначе связанных с Кавказом. Это и «Свинарка и пастух», где вы играли дагестанского пастуха Мусаиба Гатуева, это и фильм «Убежать, догнать, влюбиться», в котором действие происходит на Северном Кавказе. Вам присуще воистину кавказское долголетие. Нет ли у вас каких-то связей с Кавказом и что Вы чувствуете, когда играете кавказцев?
– Мне очень нравится играть кавказцев, это удивительно красивые, необыкновенно музыкальные, пластичные люди. Я неплохо знаю их традиции и хорошо, органично себя чувствую в черкеске, бурке, папахе. Мне даже поклонники как-то подарили все это «кавказское обмундирование». Когда я играю, я чувствую этот кавказский дух.
У меня очень много друзей-кавказцев – азербайджанцы, грузины, дагестанцы, чеченцы. Я дружил с великим танцовщиком Махмудом Эсамбаевым, царствие ему небесное. Дружу с Юлием Гусманом, который сыграл в моей судьбе большую роль. Именно он поставил два спектакля, в которых я играю – «Танцы с учителем» и «Человек из Ламанчи». Гусман же подготовил совершенно грандиозный вечер в честь моего 100-летнего юбилея. Юлий – совершенно удивительный человек, очень одаренный.
Конечно, знаком с послом Азербайджана в России – Поладом Бюльбюль оглы, замечательным композитором, певцом. Он выступал, прекрасно пел на моем столетии. Очаровательная личность, великолепный, талантливый человек. Передаю ему привет и бесконечную благодарность.
Вот такая у меня дружеская связь с Кавказом.
– В каких спектаклях сейчас играете?
– Я уже давно играю в «Танцах с учителем», в «Человеке из Ламанчи», в «Дядюшкином сне». Есть и мои творческие вечера, которые организовывает моя замечательная супруга Иветта Евгеньевна. У нее очень большой опыт работы, ведь она трудилась в Союзе кинематографистов у Ивана Александровича Пырьева.
Так что у меня очень загруженный творческий график. Вот недавно, во Всемирный день театра, я играл в спектакле “Дядюшкин сон». И были цветы, и были поздравления…
– Можете выделить кого-то из актеров, которые сегодня играют на сцене, в кино, можете кого-то назвать необыкновенно талантливым?
– Это вопрос, на который я не смогу вам так прямо ответить, потому что все же у каждого свой вкус, взгляд на творчество. Поэтому я не осмелюсь, несмотря на свой опыт, кого-то выделить и говорить, что кто-то мне по душе, а кто-то – нет. Это все индивидуально.
Игра актера всегда воспринимается на эмоциональном уровне. В игре самое главное – волнует она или нет, трогает или нет. Я вам так скажу: «Если существует в мире волшебство, то оно в театре, в театре, в котором есть картонные декорации, в котором от игры зрители плачут, смеются. Если ты хочешь, чтобы тысяча зрителей заплакали, ты сам в себе должен накопить тысячу слез. Если хочешь, чтобы тысяча зрителей засмеялись, ты должен накопить тысячу улыбок. Поэтому мы, люди, которые играют в театре, волшебники.
Могу сказать одно – у нас замечательные актеры и актрисы. А к актрисам у меня особое отношение. Ведь женщина – это стержень жизни, соль нашей земли, от женщин – все племена и народы. А в мюзикле «Человек из Ламанчи» я говорю: «Женщина – это душа мужчины, его слава, яркий луч, озаряющий его путь». И свое особое отношение к женщинам я подтверждаю тем, что живу со своей женой 50 лет, для меня она – высший судья.
– Вы на сегодняшний день – старейший в мире играющий актер. С высоты своего возраста, с мудростью, присущей Вам, скажите, какими качествам должен обладать человек c большой буквы?
– Человек не может убивать человека. Человек не может угнетать человека. Человек должен ходить не на четырех ногах, а на двух и думать головой. Cегодня, к сожалению, в мире много жестокости…
– Что Вас вдохновляет?
– Любовь! Любовь к профессии, любовь к зрителю, общение с ним. Когда я выхожу на сцену, то интуитивно чувствую, какой зритель – добрый или довольно критичный, а может уставший.
Я очень люблю свою профессию, хотя она зависима от многих обстоятельств – репертуара театра, режиссуры. Но, как видите, я работаю, играю еще в свои 101 год, хотя мог бы лежать на диванчике на даче, смотреть футбольный матч или телеканал «Культура».
А закончу наше интервью словами Дон Кихота из спектакля «Человек из Ламанчи»:
Мечтать, пусть обманет мечта!
Бороться, когда побеждён!
Искать непосильной задачи
И жить до скончанья времён!
Живите долго, долго, долго и будьте счастливы. Всего доброго!