Казалось бы, о вкусе нам известно если не все, то очень многое, а копни поглубже – и в этой теме можно обнаружить немало удивительного.
Основную информацию о пище мы воспринимаем вовсе не органами вкуса. Язык способен определять лишь 4 главных оттенка: соленый, кислый, горький и сладкий. Более полные сведения о пище мы получаем благодаря всем остальным органам чувств.
Пожирать глазами
На 80% восприятие еды зависит от обоняния. Не столь значительную, но все же заметную роль играет зрение – как здесь не вспомнить выражение «пожирать глазами». Слух тоже вносит свою посильную лепту: морковка, сочные стебли сельдерея и чипсы так аппетитно хрустят на зубах, что перемалывать их – одно удовольствие. С помощью осязания мы не только определяем остроту и консистенцию пищи, решая, жидкая она, твердая, клейкая или вяжущая, но и получаем чувственное наслаждение от еды. Какое удовольствие ощущать во рту эластичное, гладкое тело кальмаров, погружать язык в волнующую мякоть хурмы, впиваться зубами в сочный шашлык, крепко обхватывать губами нежную плоть банана!
Получается, что над восприятием вкуса одного блюда «трудятся» 5 органов чувств, а то и все 6. Как ни крути, высокая стоимость продукта тоже придает ему дополнительный, «дорогой» вкус. К тому же каждый из нас может подтвердить, что даже обычная яичница, с любовью приготовленная близким человеком, кажется намного вкуснее.
Неявные истины
Потерю вкуса можно исправить с помощью… вкуса некоторых продуктов. Ослабление вкусовых ощущений может быть вызвано недостатком цинка, поскольку этот минерал влияет на работу органов чувств. Его дефицит проявляется сильной усталостью, частыми простудами, ухудшением внимания и снижением полового влечения. Восполнить недостаток цинка можно, ограничив алкоголь и съедая больше красного мяса. А еще он присутствует в печени, сыре, креветках, бобовых, орехах, тыквенных семечках, бананах, винограде, апельсинах, грушах, помидорах, луке, грибах. Абсолютный чемпион по этому полезному микроэлементу – устрицы.
Гурманы необязательно благородного происхождения. Вкус поддается развитию не хуже, чем, скажем, слух, особенно если заниматься этим с раннего детства. Недаром французы, всемирные законодатели высокой гастрономической моды, регулярно проводят в своей стране «Неделю вкуса». В эти дни 550 ресторанов предлагают меню по низким ценам – специально для студентов и школьников. Вообще во Франции происходит множество разнообразных гастрономических событий: в последнюю неделю октября народ веселится на празднике пряностей. В третью субботу месяца французы объедаются каштанами и грибами. Также есть дни сидра, рыбный праздник…
Обжоры и гурманы – разные люди. В церковной литературе обжорство зовется чревобесием, а гурманство – гортанобесием. Эта разница, однако, не мешает признавать оба греха смертными.
Большинство знаменитых гурманов были интереснейшими и умнейшими людьми и, конечно, превосходными поварами. Например, Россини собственноручно готовил своим гостям макароны и салат с трюфелями, а Дюма-отец – бараньи котлеты. Кстати, кулинарная тема вдохновила знаменитого романиста на создание поваренной книги.
Многие полагают, что гастрономическое гурманство сродни тонкому литературному вкусу. Только вспомните пушкинские аппетитные строки о «сыре лимбургском живом и ананасе золотом», не говоря уж о подробных и натуралистичных описаниях обильных трапез у Гоголя. А вот наш знаменитый баснописец Крылов страдал банальным обжорством, ничего общего с истинным гурманством не имеющим. Современники отмечали его постоянную озабоченность по поводу того, чем бы набить живот.
Вкусовые пристрастия говорят о характере человека. Мало того – вкус способен управлять нашим поведением. Возможно, первой об этом догадалась Алиса из знаменитой книги Кэрролла, утверждавшая, что «от уксуса куксятся, а от горчицы огорчаются». Сегодня примерно так же считают многие европейские психологи, в том числе наш соотечественник психолог А. Макаров, посвятивший диссертацию связи психического здоровья с пищевым рационом.
По классификации Макарова, самые надежные люди – любители сыра. Они мягки, уступчивы и альтруистичны.
Прилежные и усидчивые – выбирают докторскую колбасу.
Те, кто всем прочим предпочитает вкус сырых овощей, брезгливы, пасуют перед трудностями. Однако фанаты капустного листа – не из их числа. Сок свежей капусты пили римские воины для храбрости, так как этот овощ повышает решимость и придает сил.
Острая пища – для страстных натур, а кислая – для извергов и душегубов. Ее обожали тираны всех времен: Иван Грозный, Петр I, Сталин.
На жирные торты с кремом, шоколад, сгущенку и мороженое налегают, как правило, недолюбленные дети и взрослые.
А пристрастие к карамелькам, цукатам и джему изобличает натуру инфантильную, слегка капризную, но в целом милую.
Романтики и бродяги обожают копчености и морепродукты.
Признак душевной широты и щедрости – любовь к помидорам.
Свежие огурцы – пища для чувствительных особ.
Жареная картошка нравится привязчивым и искренним.
Сало, бекон – уважают ревнивцы.
А пиццу – люди выносливые и по-здоровому агрессивные.
Известно, что вкус пищи способен настраивать на определенный лад. Например, розовое варенье, артишоки, корень сельдерея, шоколад и другие продукты – афродизиаки, побуждают на любовные подвиги не хуже виагры. А. Макаров считает, что вкус способен и на большее. От свеклы и молока улучшается настроение, от капусты и щей прибавляется решимости, абрикос бодрит, персик избавляет от раздражительности. Если верить этой теории, обрести совершенство не так уж трудно.