Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прибыл в Нью-Йорк для участия в 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Как передает наш корреспондент в Нью-Йорке Владимир Козловский, визит президента Ирана вызвал в США жаркие споры.
Вашингтон относится к Ахмадинежаду без малейшего энтузиазма, но обязан выдавать ему визу по договоренности с ООН. Виза принадлежит к категории С-2, которая налагает на своего обладателя ряд ограничений.
Ахмадинежаду, например, запрещено выезжать за пределы 40-километровой зоны, отсчитываемой от площади Коламбус-Серкл в центре Манхэттена. Виза выдана на 29 дней.
Госдепартамент, однако, отказал в визе иранскому представителю в ООН в Женеве, считая, что тот участвовал в захвате персонала американского посольства в Тегеране в 1979 году.
Венок и университет
На минувшей неделе Ахмадинежад заявил, что его страна стремится к миру и дружбе с Америкой, и выразил желание возложить венок на том месте, где находился Всемирный торговый центр.
Неясно, намеревался ли он спуститься на дно котлована, зияющего в южной оконечности Манхэттена, или оставить венок на тротуаре у его края. В любом случае он получил отказ от нью-йоркских властей и Секретной службы США, которая отвечает за охрану высокопоставленных иностранных гостей.
Это решение не вызвало в США особых споров в отличие от запланированного на понедельник выступления Ахмадинежада в Колумбийском университете, которое породило бурю протестов.
В этот день организация Freedom Watch поместит в New York Times платное объявление, в котором она клеймит как самого президента Ирана, так и университет за предоставление ему трибуны.
Протесты планирует и ряд еврейских организаций, возмущенных тем, что Ахмадинежад отрицает Холокост и обещал стереть Израиль с карты мира.
“Пусть он вещает где-нибудь на углу улицы. Это будет замечательно. Я ничего против не имею. Но как можно предоставлять трибуну Колумбийского университета типу, который является современным Гитлером, отрицающим Холокост, призывающим к истреблению евреев”- возмущается профессор университета Майрон Мидоу.
Во избежание беспорядков администрация университета в понедельник закроет территорию студгородка для посторонних, которые будут протестовать у ее ворот на пересечении 116-й улицы и Бродвея.
Если спикер нью-йоркского горсовета Кристина Куинн осудила Колумбийский университет, то мэр города Майкл Блумберг отнесся к выступлению иранского президента флегматично, заметив: “Послушайте, это же университет! Он имеет право приглашать, кого хочет”.
“У нас свободная страна, – вторила ему пресс-секретарь Белого дома Дейна Перино. – Мы хотели бы, чтобы Иран был таким же”.
“Отнеситесь к этому как к постановке за пределами Бродвея”, – пожал плечами бывший американский представитель в ООН Джон Болтон.
“Он лидер большой страны, и то, что он говорит, немаловажно, даже если он неправ”, – сказал агентству Associated Press 25-летний аспирант Колумбийского университета Дмитрий Захаров.
Студенческая газета Columbia Spectator приветствовала решение администрации пригласить Ахмадинеджада, отметив, что “университет обязан предоставлять своим студентам возможность расширить свой кругозор и глубже разобраться в международных событиях”.
“Иранская версия”
Перед отлетом в Нью-Йорк Ахмадинежад заявил, что американский народ дезинформирован и не знает, что в реальности происходит на планете и он намерен представит в Генассамблеи иранские варианты решения мировых проблем.
“Иранская нация имеет ясные и четкие позиции, касающиеся нынешних мировых событий. Речь идет о возможности донести эти позиции до широкой публики и ответственных лиц, принимающих решения”, – сказал иранский лидер.
В интервью одному из американских телеканалов президент Ирана заявил, что его старана не идет на обострение отношений с США и ей не нужна ядерная бомба.
“Неправильно думать, что Иран и США идут в направлении войны друг с другом. Кто такое говорит? Зачем нам война?” – сказал Ахмадинежад в интервью CBS. Он также опроверг информации о том, что Иран разрабатывает ядерное оружие: “Вы должны понять, что нам не нужна атомная бомба. Для чего бы она была нам нужна? При нынешних политических реалиях ядерная бомба бесполезна. Если бы это было иначе, то она бы помогла решить проблемы, с которыми американцы сталкиваются в Ираке”.
Гари Сик, эксперт по Ближнему Востоку в Колумбийском университете напоминает, что в прошлом году во время пребывания Ахмадинежада в Нью-Йорке американская общественность и пресса проявляли к нему повышенный интерес.
“Очевидно, он хотел, чтобы его воспринимали как крутого парня, который способен убедить любого в своей правоте, в правоте Ирана. Он любит размахивать мечом, возводить это дело на планетарный уровень. В прошлый раз, когда он был в Нью-Йорке, пресса уделяла ему больше внимания, чем президенту Бушу или Уго Чавесу”, – говорит Гари Сик.