Рыцари Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского приняли резолюцию, где осуждают насилие и нарушение прав человека в Нагорном Карабахе. Особое внимание уделяется трагедии 1992 года в Ходжалы, вызвавшей глубочайшее потрясение среди представителей ордена. Иоанниты выразили намерение провести в одной из стран Западной Европы конференцию, посвященную проблеме нагорно-карабахского конфликта.
Как сообщает AZE.az, подробнее об этом намерении и о позициях Ордена haqqin.az рассказали министр по вопросам межкультурных и межрелигиозных отношений Джорджо Коломбо и министр иностранных дел Ламберто Франка.
Джорджо Коломбо: В нашем официальном заявлении мы сообщаем о том, что нами была составлена резолюция, которую подписал и министр иностранных дел, и я в качестве министра межкультурных и межрелигиозных отношений. В Нагорном Карабахе происходили чудовищные события. Особого акцента требует геноцид в Ходжалы. Мы осуждаем эти факты и поддерживаем народ Азербайджана, претерпевший ужасную несправедливость.
– Ваша позиция несколько отличается от той, которую декларировал Мальтийский Орден ранее. Это изменение мнения или в рядах мальтийских рыцарей существует разница во взглядах?
Джорджо Коломбо: Существует несколько организаций мальтийских рыцарей. Их более двадцати. Самым влиятельным можно назвать ватиканский орден, представленный в ООН, имеющий замок на Мальте и дворец в Риме. У нашего Ордена тоже когда-то было представительство на Мальте, но мы были вынуждены его оставить. Собственно, мы говорим о двух Орденах, которые не конкурируют друг с другом, но по-разному себя позиционируют.
Все идет из истории. Орден госпитальеров-иоаннитов имел территорию на острове Мальта и большие экономические мощности по всей Европе. После вторжения Наполеона в 1798 году рыцари покинули остров, поскольку не могли сражаться с христианами. Это был единый Орден, но в нем состояли рыцари практически из всех стран Европы. Так началось разветвление. Испанцы направились в Испанию и перешли в подчинение испанского короля. Англичане, соответственно, подчиняются королеве Британии. Голландцы, немцы и другие поступили сходно и зависят от монарха той нации, которой принадлежат.
Поскольку основным покровителем рыцарей Мальтийского ордена на тот момент был русский царь Павел I, многие рыцари прибыли в Россию. Великий Магистр Павел I провел реформу Ордена и изменил Устав: в ряды рыцарей стали вступать не только католики, но и православные христиане. Орден стал экуменическим.
После свержения Наполеона и соглашения в Амьене о восстановлении прежних границ в Европе, по пункту, касающемуся Мальты, остров и другое имущество должны быть возвращены Ордену Иоаннитов. Однако политическая ситуация противостояния Запада и России, очень похожая на нынешнюю, не позволила это сделать. Ведь тогда контроль над Средиземным морем и ресурсами мальтийских рыцарей перешел бы к России.
Чуть ранее Папа Римский собрал итальянских рыцарей-мальтийцев. По нашему Уставу, принятому еще тысячу лет назад, Великого Магистра могут избирать только сами рыцари, и даже Папа не в силах повлиять на их решение. И тогда Папа Римский переименовал орден. Возникли два Ордена: один со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, другой, новоявленный, – в Риме.
– То есть, ваш Орден относит себя к ветви, базировавшейся когда-то в Санкт-Петербурге?
Джорджо Коломбо: История мальтийских рыцарей в России была прервана в связи с падением русской монархии. Но еще до революции, когда восстания только начинались, часть Ордена в сопровождении царского посланника переехала в Соединенные Штаты и продолжала свою деятельность оттуда. Ватиканский Орден был заново создан в 1803 году и на самом деле у его адептов нет права называть себя наследниками всего Мальтийского Ордена.
История длинна. Важно понимать, что сейчас мы говорим про два различных Ордена и что названия у них тоже разные. Расшифруем римскую аббревиатуру SМОМ: Суверенный Военный Орден Мальты. В нем состоят католики, а во главе Ордена – лица духовного звания. Они носят отличительный знак – крест на черной ленте. Политическое и прочее влияние SМОМ, в том числе, собственное представительство в ООН, обусловлено поддержкой Ватикана и Католической церкви.
Мы – Суверенный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, OSJ. Мы не являемся политической организацией. В наш экуменический Орден могут вступать и католики, и православные, и мусульмане. Орденский символ мы носим на красной ленте. Если вспомнить основание Ордена мальтийских рыцарей Святым Иоанном во времена крестовых походов, то начало ему было положено через оказание помощи паломникам в Иерусалиме, отчего и возникло одно из названий – госпитальеры. Наша концепция и деятельность базируются на идеалах мультикультурализма, борьбы за права человека и заботы о страждущих.
– Какова позиция вашего Ордена по отношению к нагорно-карабахской проблеме?
Ламберто Франка: В Европе практически не говорят о Нагорном Карабахе. Есть проблема Украины – Донбасс. Все только о ней и говорят, и в Америке, и в Европе. А что про Нагорный Карабах? Где он? Миллионы беженцев, трагедия Ходжалы, сотни и тысячи убитых, изувеченных, раненых. В Нюрнберге судили фашистских военных преступников, а из тех, кто участвовал в геноциде и творил зверства в Нагорном Карабахе, никого не привлекли к ответственности.
Мы стали более детально изучать эту ситуацию. Стали изучать историю Азербайджана, в том числе, до распада СССР, и то, как возникла проблема Нагорного Карабаха, почему на этой территории оказалось столько армян. Я узнал, какие страдания выпали на долю азербайджанского населения. Но 25 лет прошло, и все будто забыли про эту войну. Однако историю нужно знать и помнить. Одна из целей нашего Ордена состоит в том, чтобы люди знали такие вещи. Это важно понять и для Армении, ведь им придется признать свои ошибки. Геополитическая ситуация в Европе меняется, и прежнего большого интереса к Армении уже не существует.