Мамедов: Сепаратистов из Нагорного Карабаха поддерживают США

Замглавы администрации Президента Азербайджана рассказал  о внешней политике республики.

Как передает AZE.az, отказ России от строительства «Южного потока» полностью меняет энергетическую карту региона. В частности, еще большее значение для европейских потребителей приобретают альтернативные поставщики. Одним из первых это почувствовал на себе Азербайджан: резко возросло внимание западной прессы к стране. Чего ждут в ближайшем будущем власти республики, в интервью «Ленте.ру» рассказал заместитель руководителя Администрации Президента Азербайджана Новруз Мамедов.

–  Отношения с западными странами у Азербайджана складываются в последнее время по-разному. С одной стороны, активно развивается экономическое сотрудничество с участием западных партнеров, с другой — то и дело звучат резкие заявления. Отчего, на ваш взгляд, возникает такая двойственность и есть ли предпосылки к изменению формата?

–  Азербайджан строит международные отношения на равноправной и взаимовыгодной основе, и страны Запада, в том числе и США, — не исключение. В позиции Азербайджана отсутствует двойственность, мы сторонники последовательного диалога, взаимовыгодного сотрудничества и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Однако нам не всегда понятна позиция отдельных стран и ярко выраженная политика двойных стандартов. Азербайджан зачастую становится объектом безосновательной критики некоторых западных политиков, которые никак не могут смириться с независимой позицией Азербайджана.

Другие критики, обслуживающие интересы армянской диаспоры в этих странах, стараются демонизировать Азербайджан и оправдать факт вооруженной агрессии и оккупации 20 процентов азербайджанских территорий. Наряду с этим остаются без внимания попранные права более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Сепаратистскому режиму Нагорного Карабаха оказывается прямая финансовая поддержка со стороны США, тогда как в аналогичных ситуациях в других регионах континента США реализуют политику санкций и запрещают своим финансовым структурам деятельность на данных территориях.

Азербайджанская Республика зарекомендовала себя в качестве ответственного партнера, реализовав крупные энергетические и логистические проекты. Азербайджан инициирует и осуществляет региональные проекты, такие как железная дорога Баку — Тбилиси — Карс. Это первый региональный проект с момента восстановления независимости в 1991 году, финансируемый без участия транснациональных финансовых корпораций.

– После отказа России от «Южного потока» возможна ли более тесная координация России и Азербайджана по одновременному выходу на рынки Европейского союза? Ведь газ по проекту «Шах-Дениз-2» и по «Турецкому потоку» должен попасть на рынок южных стран ЕС примерно в одно время?

– Энергетические проекты России и Азербайджана взаимодополняющие. Европейский рынок нуждается в энергоресурсах, а этот рынок наиболее платежеспособный и законодательно регулируемый. Азербайджан реализовывал и будет реализовывать энергетические проекты, руководствуясь исключительно экономическими соображениями.

– Как бы вы оценили прошлый год с точки зрения отношений Москвы и Баку?

– Азербайджано-российским взаимоотношениям присуща многогранность, основанная на отношениях лидеров Ильхама Алиева и Владимира Путина. В 2014 году наблюдалась динамика в углублении политического диалога, реализации экономической составляющей, реализации гуманитарных проектов, расширении военно-технического сотрудничества. Российская Федерация для нас — стратегический партнер, и мы высоко ценим наши взаимоотношения.

– Вопрос возможного присоединения республики к Евразийскому экономическому союзу обсуждался не раз, но это ни к чему не привело: Баку не планирует входить в объединение из-за Армении. Но какие-то форматы расширения сотрудничества с ЕАЭС вы видите?

– Мы внимательно следим за интеграционными процессами на пространстве Евразии. Хотя мы и маленькая страна, но расположение Азербайджана на стыке континентов делает нас участниками многих логистических проектов. Экономический потенциал Азербайджана диктует свои условия для сотрудничества, и двусторонний формат на сегодня представляется оптимальным. С членами ЕАЭС — Россией, Казахстаном, Белоруссией — у нас сложились успешные взаимовыгодные отношения. С каждой из этих стран у нас приличный товарооборот и большой потенциал для его увеличения в будущем.

Позицию Президента Азербайджана по поводу вхождения Армении в ЕАЭС озвучил президент Казахстана, и она заключалась в том, что Ереван может войти в любые союзы, но — исключительно в рамках признанных международным сообществом границ.

Ко всем интеграционным проектам мы подходим с позиций экономической и политической целесообразности. В данный момент двусторонний формат сотрудничества устраивает как нас, так и наших партнеров.

– Каковы перспективы развития политических и экономических отношений с Ираном?

–  В 2014 году состоялись визит президента Азербайджана в Иран и ответный визит главы ИРИ. Обсуждался весь спектр взаимоотношений, намечены новые направления сотрудничества, охватывающие транспорт, торговлю, культуру. Иран и Азербайджан — соседи, и между нами не может быть третьей стороны. Азербайджанская Республика во взаимоотношениях с другими странами ответственно подходит к своим обязательствам, и отношения с Ираном — не исключение. Мы готовы на всех уровнях расширять партнерство с Ираном.