Преференций от участия Еревана в интеграционных проектах для карабахских сепаратистов не предвидится.
Как сообщает AZE.az, около 40 стран и интеграционных группировок официально изъявили желание создать зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, вступившим в силу с 1 января, пишет «Вестник Кавказа». Ведутся переговоры с Вьетнамом, Израилем, Индией и Египтом. Однако пока ЕАЭС придется "переварить" своих новых членов. И если Киргизия должна стать полноправным Евразийского союза только через полгода, то для Армении этот вопрос уже решен.
Польза от Евразийского союза для Еревана очевидна, польза от Еревана для Евразийского союза – не вполне.
Армянская экономика не столь велика, как российская или казахстанская, что, вероятно, заставит другие страны ЕАЭС вкладываться в Армению.
Доля Еревана в распределяемых таможенных пошлинах, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС, составит 1,13%. Одновременно доля Белоруссии сокращается с 4,7% до 4,65%; Казахстана – с 7,3% до 7,25%, России – с 88% до 86,97%.
До 2022 года Армения сможет применять отличные от ставок ЕАЭС таможенные пошлины на ряд товаров, в том числе на мясо и мясные продукты. До 2020 года для Еревана будет действовать отдельный тариф на некоторые виды молочной продукции, яйца, мед, до 2019 года – на некоторые виды фруктов и орехов.
Армения также будет применять нулевые таможенные ставки на бензин до 2018 года, а на ставки единого таможенного тарифа перейдет в 2020 году. По такому же принципу будет регулироваться уровень таможенных пошлин на некоторые виды продукции органической и неорганической химии, фармацевтической продукции, удобрений, краски, бытовой химии, кожи, изделий из пластика и резины (в том числе на автошины).
Вступление в ЕАЭС вряд ли поможет Еревану преодолеть общественно-политический кризис. Эксперты отмечают, что 2015 год будет тяжелым и с социально-экономической точки зрения, и с точки зрения адаптации к стандартам ЕАЭС. На это накладываются также проблемы отсутствия общих границ Армении со странами ЕАЭС, нестабильность в российской экономике, от которой существенно зависит армянская, а также сближение Грузии с Европой. Дело в том, что для сообщения с Арменией планировалось использовать как раз автомобильные перевозки через территорию Грузию посредством пропускного пункта Верхний Ларс – Казбеги или морские перевозки – через порт Поти.
Но главным препятствием для вступления Армении в ЕАЭС был Нагорный Карабах – территория соседнего Азербайджана, подконтрольная Еревану.
Еще 29 мая в ходе заседания Высшего евразийского экономического совета в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о том, что Армения может присоединиться к ЕАЭС без Нагорного Карабаха, то есть в рамках границ, признанных ООН.
Было ясно, что присоединение Армении к новому интеграционному объединению пойдет на пользу всем, однако не совсем ясно, с какой целью в Ереване продолжали "мутить воду" заявлениями о необходимости вхождения в ЕАЭС вместе с Карабахом.
В итоге, подписание договора о присоединении Армении к ЕАЭС откладывалось несколько раз, но, наконец в Ереване поняли, что "протащить" в Евразийский союз Карабах нереально.
Эксперты даже говорили о том, что было бы логично рассматривать вопрос вступления Армении в ЕАЭС после урегулирования карабахского конфликта, тогда никаких проблем бы не было. Если в Европейском союзе есть нормы, которые запрещают государствам с неразрешенными территориальными конфликтами становиться членами Евросоюза, то в документах Евразийского экономического союза, этот вопрос четко не оговаривается. В этой связи аналитики предрекают, что карабахская тема рано или поздно всплывет в ЕАЭС.
Сегодня Армения нуждается в серьезных внутренних реформах своей криминально-олигархической экономической модели, и совершенно очевидно, что наилучшим выходом из политического и экономического кризиса, в котором пребывает Ереван, мог бы стать конструктивный подход к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В самой Армении понимают, что именно политика руководства республики и привела к сегодняшнему плачевному состоянию страны, и что выкарабкаться из этого тупика будет крайне трудно. Но сторонники сепаратистского режима все еще строят иллюзии о "Великой Армении" и надеются на преференции от участия в подобных интеграционных проектах.
Вхождение Армении в ЕЭАС дает возможность экспорта ее товаров на общий рынок стран-участниц этого объединения, и некоторые наблюдатели опасаются, что Ереван может попытаться "протолкнуть" товары, производимые в Нагорном Карабахе, на рынки России, Казахстана и Белоруссии.
Естественно, речь не идет о каком-то массовом экспорте, но несколько сотен бутылок спиртных напитков производства Нагорного Карабаха могут попасть через Армению на рынки стран Евразийского союза.
Однако в Баку уверены, что с учетом авторитета и имиджа Азербайджана в мире ни одна из стран ЕАЭС не захочет портить с ним отношения и не воспользуется провокационными сделками, которые может предложить Армения.