Саргсян ощущает сейчас и сильное недовольство армянских правящих кругов и части общества тем, как повела себя Россия во время «четырехдневной войны».
Как передает AZE.az, эксперты отмечают, что Армения в последнее время пытается расширить свои связи с Западом, хотя официально продолжает позиционировать себя как союзницу России. В начале этого года товарооборот этой республики с Евросоюзом превысил товарооборот с Россией. А на минувшей неделе президент республики Серж Саргсян посетил ереванский офис делегации ЕС по случаю «Дня Европы», заявив, что переговоры о новом всеобъемлющем правовом документе Армения-Евросоюз проходят успешно.
В ответ глава делегации ЕС, посол Петр Свитальский отметил, отношения республики и Евросоюза развиваются динамично, но существует потенциал для их дальнейшего развития и обогащения. Как сообщило РИА «Новости», Саргсян и Свитальский также обсудили вопросы, касающиеся повестки дня сотрудничества Армения-ЕС, текущих программ и приоритетов, коснулись реализуемых в республике реформ. Президент поблагодарил ЕС за постоянное содействие процессу реформ в Армении.
Как заявил порталу «Москва – Баку» директор Института политических исследований, зампред комиссии российской Общественной палаты по развитию общественной дипломатии Сергей Марков, такие жесты армянского президента говорят о том, что Ереван никак не может сделать выбор между Россией и Западом.
«Колебания в Ереване, безусловно, усиливаются. У лидеров Армении здесь несколько важных идей. Во-первых, большой объем финансовых ресурсов сохраняется в Евросоюзе и в США. Им нужны эти деньги во всех отношениях. Во-вторых, они не хотят допустить, чтобы США и Евросоюз сдвигались в пользу Азербайджана. Пока позиция Запада по нагорно-карабахской проблеме, скорее, близка к армянской. Франция и США как сопредседатели Минской группы по сути призывают и дальше замораживать конфликт, не делать никаких реальных шагов по его постепенному разрешению, что выгодно Армении», – напомнил эксперт.
«В-третьих, в ситуации очень жесткого конфликта Запада и России Ереван, образно говоря, не хочет заодно с ней ложиться под западный танк, он хочет увильнуть от этого конфликта, чтобы Запад боролся с Россией, но Армению не трогал, хотя та и продолжает позиционировать себя как союзница России. В какой-то мере это напоминает те времена, когда в соседней Грузии правил Михаил Саакашвили, который тоже был в жестком конфликте с Москвой. Тем не менее, в те годы лидеры Армении ездили в Тбилиси, провозглашали дружбу с ним, награждали его армянскими орденами, – но не сколько из любви к Саакашвили, сколько из опасения, что его враждебность к России ударит рикошетом по самой Армении», – подчеркнул Марков.
«Еще одна причина заключается во влиянии армянской диаспоры, которая весьма сильна на Западе, в частности во Франции и в США. Ведь США тоже закулисно присутствуют в этих переговорах Еревана и Брюсселя, они как бы подталкивают Армению к Евросоюзу, «рекомендуют» развивать эти отношения. Кроме того, Саргсян ощущает сейчас и сильное недовольство армянских правящих кругов и части общества тем, как повела себя Россия во время «четырехдневной войны». Россия не поддержала тогда четко Армению, а выступила в роли нейтральной силы. Кроме того, Москва заключила большие контракты на поставки оружия Баку и продолжает эти поставки. Армянское руководство очень недовольно такой позицией России и хотело бы, разумеется, перетянуть ее на свою сторону, например, ввело мораторий на поставки оружия Азербайджану и в какой-то форме назвало Азербайджан виновником апрельской войны. Но Москва отказывается», – считает политолог.
«Могут быть и чисто личностные факторы. Может, кто-то из лидеров Евросоюза позвонил Сержу Саргсяну и сказал: знаете, мы считаем, что было бы правильно, чтобы вы сходили на «День Европы» в представительство ЕС. Такие вещи тоже работают, потому что Саргсян находится в довольно сложной ситуации. Нельзя сказать о его какой-то высокой популярности, он остается мишенью для серьезных атак, и какие-то личные союзники на Западе ему сейчас тоже были бы полезны», – подытожил Марков.
Напомним, объемы внешней торговли на фоне кризиса падали на обоих направлениях, но товарооборот Армении с Евросоюзом сократился существенно меньше – всего на 3,2%, в результате чего доля ЕС в общем объеме внешней торговли Армении оказалась даже несколько выше доли России (25,1% против 24,7%). «Все это постоянно дает противникам евразийской интеграции поводы для критики курса президента страны Сержа Саргсяна», – написала в начале июня российская деловая интернет-газета «Взгляд», напоминая, что Армения возобновила переговоры о зоне свободной торговли с Евросоюзом, которые были прерваны в 2013 году, когда она решила вступать в Таможенный союз и ЕАЭС.
Планировалось, что Ереван подпишет с ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли в ноябре 2013 года на вильнюсском саммите «Восточного партнерства». Однако за два месяца до этого он объявил о намерении участвовать в евразийской интеграции. Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу с января прошлого года. Тем не менее, Совет ЕС в октябре уполномочил Еврокомиссию начать переговоры о новом всеобъемлющем соглашении с Арменией, которое заменит действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и республикой.