Станет ли Кавказ сферой влияния России? Многое указывает на такое развитие событий, отмечает польский публицист Петр Мацязек.
Попытка России монополизировать системы безопасности на постсоветском пространстве тесно связана с посредническим характером российского доминирования в этом регионе.
Об этом пишет польский публицист Петр Мацязек. “Свой геополитический план Россия реализует, достигая больших результатов. Она уже является арбитром грузино-осетино-абхазского конфликта, а также армяно-азербайджанского. Система безопасности Южного Кавказа была монополизирована Кремлем в период войны с Грузией в 2008 году, которая сумела ликвидировать угрозу расширения влияния НАТО и ЕС в регионе. Россия последовательно расширяет географию своих военных представительств на территории Южного Кавказа. Продление функционирования российской базы в Армении до 2044 года, существование военных объектов в Абхазии – это наглядные примеры процесса, который протекает в стратегическом для диверсификации источников энергии регионе”, – отмечает эксперт, передает AZE.az со ссылкой на Regnum.
По словам публициста, интересно отсутствие какого-либо противодействия этому процессу со стороны администрации США. “Недавний визит Клинтон в Грузию принес лишь словесные завершения о “непризнании сфер влияния” Вашингтоном и уверения в том, что улучшение отношений США с Россией не происходит “ценой Тбилиси”. Госсекретарь однако создает впечатление абсолютно не ориентирующейся в ситуации в регионе после событий 2008 года”, – отметил эксперт, заявив, что системы С-300 в Абхазии и продление сроков дислокации российской базы в Армении нарушают баланс сил в регионе.
По мнению Петра Мацязека, посредничество – вторая после монополизации систем безопасности, эффективная форма российского доминирования в регионе. “Стоит помнить, что её полем является конфликт, который даже в ситуации вакуума может зажечься. Россия является кислородом, который бережно подпитывает кавказский “балканский котел” и превращает Кавказ в реальный костёр. Примером новой сдачи карт в геополитической головоломке Кремля может быть покровительство Медведева над соглашением, подписанным в 2008 году Арменией и Азербайджаном.
Посреднический характер господства России в полной мере станет очевидным после завершения второго срока президентства главы Грузии Михаила Саакашвили. Это станет периодом, когда будут предприняты попытки навязывания российских интересов Грузии – ключевому государству на Южном Кавказе”, – отмечает польский писатель. По словам публициста, отсутствует реальный элемент, который бы тормозил действия Москвы в регионе.
“США фокусируют свое внимание на Тихоокеанском регионе, действия Турции – традиционного игрока на Кавказе – выглядят бледно. Станет ли Кавказ сферой влияния России? Многое указывает на такое развитие событий. В отличие от Восточной Европы, Центральной Азии или Дальнего Востока, именно в области своего “мягкого подбрюшья” Москва пока не сталкивается с политическими препятствиями и контркандидатами, претендующими играть важную роль в регионе. Нехватки определённости, последовательности и экономических и военных средств у русских не будет. Они знают, что Кавказ имеет важное значение”, – заметил он.