Супругу президента Азербайджана Ильхама Алиева Мехрибан Алиеву сегодня многие признают одной из самых деятельных первых леди мира.
Мехрибан ханум Алиева – президент Фонда Гейдара Алиева и Фонда культуры Азербайджана, президент Федерации гимнастики Азербайджана, депутат парламента Азербайджана. Мехрибан Алиева – посол доброй воли ЮНЕСКО и единственная женщина – посол доброй воли ИСЕСКО. С ее именем связывают множество популярных проектов, в том числе в сфере культуры и образования. Руководимый ею Фонд Гейдара Алиева осуществляет множество разнообразных проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здравоохранения, сообщает AZE.az .
Ко многим проектам, инициированным Фондом Гейдара Алиева, затем подключалось государство. Это, прежде всего, проект «Обновляющемуся Азербайджану – новую школу». В рамках этого проекта уже построено и реконструировано около 350 школ на более чем 100 тысяч ученических мест, в учебных заведениях создаются лаборатории, библиотеки, компьютерные классы.
Поддержка сферы образования со стороны Фонда Гейдара Алиева этим не ограничивается. Весомая помощь оказывается учебным заведениям для детей с особыми потребностями. В частности, в сотрудничестве с Программой развития ООН Фонд реализует масштабный проект, направленный на улучшение доступа к современным коммуникационным технологиям учащихся специальной школы-интерната для слабовидящих детей.
Фонд Гейдара Алиева осуществляет и масштабные проекты в области здравоохранения. Прежде всего, это помощь детям, страдающим диабетом, и больным талассемией. Это и научные симпозиумы, и закупки для азербайджанских клиник самого современного оборудования, и, в случае необходимости, организация лечения за рубежом. И такой проект, как организация для детей, страдающих диабетом, летних лагерей.
Огромную поддержку Мехрибан Алиева оказывает и культурной сфере. Благодаря её усилиям в Азербайджане регулярно проходят различные музыкальные мероприятия: Международный фестиваль мугама и конкурс исполнителей мугама, международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, международные фестивали, посвященные юбилеям Д.Шостаковича и Бюль-Бюля, Габалинский музыкальный фестиваль, международный фестиваль ашугов.
По инициативе первой леди в Баку были построены Театр мугама, Музей современного искусства, строится музей ковра, создан археолого-этнографический комплекс «Гала» – первый в Азербайджане музей под открытым небом. При содействии Фонда был построен мавзолей последнего хана Гянджи – Джавад-хана, а также проведены реставрационные работы в мавзолее Джомарда Гассаба, известного с VII века в Гяндже своей благотворительной деятельностью.
Ведется работа по реконструкции надгробных памятников и созданию аллеи выдающихся азербайджанских личностей, живших и творивших в свое время в городе Тбилиси, – Мирзы Шафи Вазеха, Мирзы Фатали Ахундова, Фаталихана Хойского, Гасанбека Агаева и др. В конце нынешнего года в Лондоне прошла выставка азербайджанских ковров.
В рамках проекта «Адрес толерантности – Азербайджан» Фонд Гейдара Алиева оказывал помощь в реставрации и восстановлении мечетей и православных церквей, осуществил совместно с фондом «Ор-Авнер» строительство в Баку еврейского образовательного центра. Фонд, возглавляемый первой леди Азербайджана, активно участвует в международных проектах. Среди его партнеров – ЮНЕСКО и ИСЕСКО, Программа развития ООН, десятки некоммерческих организаций многих стран мира. Немало проектов Фонда Гейдара Алиева, прежде всего в области поддержки образования и здравоохранения, осуществляется и за пределами нашей страны – в России, Румынии, Пакистане.
Среди наград первой леди Азербайджана, кроме национальной премии имени Гейдара Алиева за деятельность в общественно-политической и культурной жизни Азербайджанской Республики, – международная премия "Золотое сердце" за служение высоким идеалам человечества, орден "Рубиновый крест" Международного благотворительного фонда России, Большой Командорский крест ордена Заслуги Республики Польша, офицерская степень Ордена Почетного Легиона – высшей награды Франции, золотая медаль Моцарта ЮНЕСКО.
Первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева ответила на вопросы газеты «Эхо»:
– Мехрибан ханум, конец года – время традиционного подведения итогов. В том числе и в деятельности Фонда Гейдара Алиева, президентом которого Вы являетесь. За прошедший год Фонд реализовал множество проектов в самых разных сферах. Какие из них Вы считаете наиболее важными?
– Я бы не стала говорить о более или менее важных проектах – идет ли речь о здравоохранении, образовании, поддержке наших соотечественников за рубежом, сохранении культурного наследия или информировании мировой общественности об Азербайджане. В августе 2010 года в рамках сотрудничества Фонда Гейдара Алиева с ЮНИСЕФ был проведен "круглый стол", посвященный анемии и талассемии. Успешно продолжался проект "Поддержка образованию".
В 2010 году при поддержке Фонда Гейдара Алиева в Грузии были отремонтированы 4 азербайджанские школы: в Марнеули, в Дманиси, в Гардабани и школа имени М.Ф. Ахундова в Тбилиси. В 2010 году в рамках проекта "Поддержка образованию" был проведен капитальный ремонт здания средней общеобразовательной школы 78 российского города Ульяновска.
На основе Меморандума о сотрудничестве, подписанного с посольством Литвы, талантливые молодые люди из Азербайджана отправились учиться в лучшие вузы Литвы, включая и один из старейших в Европе Вильнюсский университет. Фонд в уходящем году продолжал активно работать, у нас было немало интересных и важных проектов, но настоящую их оценку можно будет дать только со временем.
– Уходящий год можно назвать успешным для культурной жизни Азербайджана: Габалинский музыкальный фестиваль, традиционный Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, внесение в Список нематериального наследия ЮНЕСКО азербайджанских ковров и праздника Новруз байрамы…
– Действительно, сотрудничество нашей страны с ЮНЕСКО, так же как и ИСЕСКО, успешно развивается, и прошедший год исключением не стал. С 1992 года наша страна – член ЮНЕСКО. За эти годы был осуществлен ряд важных для нашей страны мероприятий. ЮНЕСКО включила азербайджанский мугам в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Бакинская крепость Ичеришехэр ("Внутренний город") и Девичья башня были включены в мировое культурное наследие как уникальные жемчужины архитектуры. В календарь ЮНЕСКО включены юбилеи ряда выдающихся личностей Азербайджана: 500-летний юбилей великого Мухаммеда Физули, 1300-летний юбилей дастана "Китаби-Деде Горгуд", юбилеи Мир Джалала, Юсифа Мамедалиева, Саттара Бахлулзаде. На их заключительных мероприятиях присутствовал и генеральный директор ЮНЕСКО господин Мацуура.
Причем, юбилеи эти отмечались не только в Баку, но и в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО. Сегодня сотрудничество Азербайджана и ЮНЕСКО успешно продолжается уже при новом генеральном директоре этой организации – госпоже Ирине Боковой, которая, что особенно приятно, один из своих первых официальных визитов совершила в Азербайджан.
– И именно в ходе этого визита Вам была вручена медаль Моцарта…
– Да. Это произошло во время второго Габалинского международного музыкального фестиваля. У Фонда Гейдара Алиева множество проектов, связанных с развитием культуры, с музыкой, но Габалинский фестиваль, который проходит при нашей поддержке – это особый проект. Этот фестиваль, так же как и Международный фестиваль Ростроповича, помогает представить миру Азербайджан не только как страну нефти и газа, но и как страну высокой музыкальной культуры.
Он проходит уже во второй раз. Нынешним летом в Габалу съехались "звезды" мировой сцены, и, конечно же, было много азербайджанских музыкантов – как уже прославленных, с мировым именем, так и начинающих. Габалинский фестиваль – первый, который проводится не в столице страны, а в одном из регионов, и Габала для этого подходит как нельзя лучше. Это столица Кавказской Албании, древнего государства, где жили в мире и согласии люди, говорившие на разных языках и исповедовавшие разную веру. В Габале сохранились развалины языческих храмов и христианских церквей.
Здесь красивейшая природа, величественные горы, и надо услышать, как звучат мировые классические произведения в условиях такой вот естественной акустики, когда до ближайшего горного склона можно, кажется, дотронуться рукой. Немаловажно, что здесь создан курорт мирового класса, с первоклассными отелями и необходимой инфраструктурой. Плюс ко всему, в Габале недавно открылась фабрика по производству роялей престижной голландской марки Beltmann. Словом, у Габалы есть все, чтобы стать "музыкальной столицей", и мы рады, что вложили в это свой труд и, наверное, частичку собственной души. Без чего, на мой взгляд, ни одно дело не может быть успешным.
– Вернемся теперь к еще одному Вашему успеху – включению азербайджанских ковров в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
– Включение азербайджанских ковров в список нематериального наследия – это заслуга сотен поколений наших предков, создававших уникальную школу ковроделия, которой славится Азербайджан. Ковры – это важнейшая часть нашего духовного наследия. Их сегодня можно увидеть в крупнейших музеях мира, от петербургского Эрмитажа до лондонского Музея Альберта и Виктории, не говоря уже о частных коллекциях. К сожалению, далеко не всегда упоминается о том, что это именно азербайджанские ковры.
При этом история ковроткачества в Азербайджане насчитывает не одно тысячелетие. Самые древние артефакты – полуистлевшие лоскутки ковров, рисунки, изображающие работу ковроткачей, остатки инструментов – археологи находят в культурных слоях, относящихся ко II тысячелетию до новой эры. А в VII веке нашей эры китайские путешественники уже описывают азербайджанские ковры. О наших коврах можно рассказывать до бесконечности. Они – как открытая книга, которую просто надо уметь прочитать.
В их узорах "зашифрована" вся наша многовековая история. Здесь специалисты находят и стилизованные растительные или анималистические орнаменты, и древнюю символику, относящуюся к временам зороастризма и даже более древних культов, существовавших в Азербайджане. Это наш, если так можно сказать, эстетический генетический код. Мы сегодня прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы это древнее искусство продолжало жить и развиваться. В Баку завершается строительство нового Музея ковра, проходят научные симпозиумы, издается литература.
Продолжающаяся оккупация Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов нанесла невосполнимый ущерб и здесь. Нам удалось спасти наиболее ценные коллекции Музея ковра в Шуше, но для нас ценен каждый артефакт, каждый образец нашего культурного наследия. И я очень надеюсь, что сотрудничество с ЮНЕСКО поможет нам защитить богатое культурное и историческое наследие Азербайджана, находящееся на оккупированных территориях.
– Весной нынешнего года в Список нематериального наследия был включен и праздник Новруз…
– Новруз – это особый праздник. Это – день весеннего равноденствия, праздник весны и первой вспашки. Его история насчитывает несколько тысяч лет, он древнее, чем мировые религии. В его традициях – отголоски многих древних верований, народные поверья. Здесь любая деталь несет в себе колоссальную смысловую нагрузку. В советское время празднование Новруза официально запрещалось, но, несмотря на это, он продолжал оставаться самым любимым народным праздником.
Особенно важно, что нам удалось осуществить в рамках ЮНЕСКО именно международный проект. Новруз должен объединять народы, дарить общее на всех чувство праздника. Признание со стороны столь влиятельной международной организации – это, конечно, серьезное достижение.
– Госпожа Алиева, вы не только президент Фонда Гейдара Алиева и посол Доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, а прежде всего Первая леди Азербайджана. Совсем недавно, в годы существования СССР, частная жизнь руководителей государства была полностью "закрытой" темой. Сегодня аудитория уже воспринимает как должное, что рядом с президентом есть и Первая леди. А что это значит – быть Первой леди?
– Полномочия президента, министров, депутатов в законе прописаны и четко оговорены, а вот Первой леди – уже нет. Нет четких рамок, оговоренных законом. Исключение составляет государственный протокол, где действительно все прописано до мелочей, от программы пребывания за рубежом до дресс-кода. А во всем остальном принимать решение надо уже самой. И осознавать, что на тебе лежит большая ответственность, и не только за себя.
На мой взгляд, вне зависимости от положения или статуса важно оставаться тем, кто ты есть, а не играть ту или иную роль. Я воспринимаю свое положение первой леди в первую очередь как объективную возможность помочь людям в решении тех или иных проблем.
– Многие из тех, с кем мы беседовали в Баку, сходятся во мнении: традиции и основы института Первой леди закладываются в Азербайджане сейчас и именно Вами. И надо признать: Ваша деятельность как Первой леди Азербайджана многими признается успешной ролевой моделью не только на постсоветском пространстве. Согласитесь, это не слишком соответствует сложившимся на западе стереотипам о женщине Востока…
– Излишне напоминать, что не все стереотипы соответствуют действительности. Еще в конце XIX века девушки-азербайджанки, причем не только из Баку, но и из Шуши, из Гянджи, отправлялись учиться в лучшие университеты Европы. В Азербайджане уже в самом начале ХХ века появилась первая на Востоке светская женская школа для девочек-мусульманок, где преподавание велось на азербайджанском языке.
В 1918 году в Азербайджане женщины получили право голоса – на пять лет раньше, чем в США, и на десятилетия раньше, чем во многих странах Европы. Азербайджан всегда играл роль моста между Европой и Азией, Западом и Востоком – еще с того времени, когда по территории нашей страны прошел Великий Шелковый путь, создавший свой уникальный сплав культур. Сегодня Азербайджан является членом и ОИК, и Совета Европы.
Возможно, отсюда и идут наши традиции толерантности, которыми наш народ по праву гордится. И мы в своей деятельности, в том числе и в Фонде культуры Азербайджана и Фонде Гейдара Алиева, не разделяем "европейское" и "восточное" направление. Фонд Гейдара Алиева после разрушительного землетрясения в Пакистане отстроил заново разрушенную школу для девочек, в Румынии мы помогали регионам, пострадавшим от наводнения.
Фонд также принимал участие в реставрации старинных памятников в парке Версальского дворца в Париже – "Амазонка" и "Ваза с ручками в виде голов фавна". А в Страсбургском соборе можно увидеть логотип Фонда Гейдара Алиева, который внес свою лепту в восстановление замечательных витражей этого собора. И это тоже традиция: когда в Баку в 1880-1890 гг. строили православный собор Александра Невского и отливали для него колокола, то для их лучшего звучания в колокольный сплав требовалось добавить серебро.
И тогда женщины-азербайджанки жертвовали свои серебряные пояса для лучшего звучания колоколов православного собора. Вот это и есть наши традиции. Которые, возможно, противоречат усиленно насаждаемым стереотипам, точнее, попыткам подогнать представления об Азербайджане под искусственные стереотипы.
– Не хотелось бы в ходе нашего интервью затрагивать этот вопрос, но не задать его сложно. В последнее время Ваше имя в ряде зарубежных, прежде всего европейских, изданий упоминалось в связи с такой откровенной ложью, что Вашей протокольной службе не раз приходилось выступать с опровержениями. Что это: следствие чьей-то журналистской небрежности или же целенаправленная кампания против Вас и нашей страны?
– Если заниматься активной общественной и политической деятельностью, надо быть готовой к тому, что о тебе скажут и напишут не только то, что было бы приятно услышать. Приходится быть готовой и к предвзятости, и к необъективности, и к откровенной враждебности.
Правда, одно дело – критика, а другое – заведомая ложь, клевета, непроверенные слухи, которые вдруг начинают муссироваться на страницах казалось бы серьезных СМИ. Уверена: в конечном итоге все это характеризует – и не самым лучшим образом – тех, кто эту ложь и клевету изобретает и распространяет, пытаясь возвысить едва ли не до уровня политической дискуссии. И понятно, почему так происходит.
Достаточно взглянуть на карту нашего региона: на общем фоне Азербайджан – уникальное явление, и наши достижения, от рекордных темпов экономического роста до развития всех сфер, от образования до инфраструктуры, признают все, в том числе и наши недруги. Эта информационная провокация не стала для меня проблемой. Для меня куда важнее, встречаясь с людьми и в Баку, и в регионах, и за пределами нашей Родины, видеть их искреннее и доброе ко мне отношение. И я благодарна всем, кто выразил свое возмущение клеветой в мой адрес.
– И последний вопрос. Есть ли у вас мечта?
– Есть, и не одна. Провести в Шуше финал нашего традиционного конкурса исполнителей мугама. Мугам для любого азербайджанца – это не просто один из жанров традиционной музыки, не просто сочетание мелодии, музыки и вокала. Это музыкальная святыня нашего народа, первооснова духовной культуры, своеобразный "генетический код".
Для того, чтобы петь мугам так, как его поют в Карабахе, нужен Карабах, его горы, его леса, его родники, нужен знаменитый цветок "хары бюльбюль". Это удивительный цветок: он растет только в Карабахе, в окрестностях Шуши. И больше нигде не приживается. Вот так же и "карабахские соловьи".
А еще у меня есть мечта, чтобы окончательно выздоровел 14-летний мальчик по имени Али Саги, или попросту наш Алишка, человек, обладающий невероятным мужеством и силой духа. Мечтаю, чтобы мой отец еще долгие-долгие годы был жив-здоров и так же, как сегодня, одержим созидательными идеями. И, конечно, мечтаю о том, чтобы наша страна продолжала процветать и развиваться.