Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию ответили на вопросы журналистов
Россия не признает Карабах независимым государством, однако это не означает, что она признает его как часть Азербайджана, заявил журналистам в Ереване российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Юрий Мерзляков.
– Де-юре статус Карабаха пока не определен, – сказал он. В начале переговорного процесса Нагорный Карабах рассматривался как автономная часть Азербайджанской ССР. Однако, из внутригосударственного, карабахский конфликт со временем перерос в межгосударственный, а Карабах из субъекта конфликта превратился в его объект. На сегодня Нагорный Карабах как независимое государство не признано на международном уровне. Наша страна также не признала независимость Карабаха и признает территориальную целостность Азербайджана. Однако это не означает, что мы признаем Карабах как часть Азербайджана.
– Учитывают ли сопредседатели тот факт, что в досоветский период Карабах не входил в состав Азербайджана? – спросили армянские журналисты. Мерзляков не растерялся:
– Я не являюсь противником исторического подхода в урегулировании конфликта. Между сторонами должна быть достигнута договоренность, а исторические факты надо учитывать, но не базироваться и основываться только на них в вопросе урегулирования конфликта.
– Могут ли быть урегулированы базовые принципы карабахского вопроса? – спросили журналисты.
– Есть объективные условия для согласования базовых принципов по карабахскому урегулированию, – сказал Мерзляков.
Нынешний визит сопредседателей в регион связан с предстоящей встречей президентов Армении и Азербайджана 9-го июня в Санкт-Петербурге. Был определенный круг вопросов, на которые следует обратить внимание президентов, и которые должны быть решены, что позволит сторонам продвинуться вперед. Однако мы пока не можем сказать на сколько.
Определенный оптимизм на этот счет выразил и французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фассье:
– Находящиеся на столе переговоров предложения сопредседателей достаточно сбалансированы, и мы думаем, что на их базе возможно осуществить положительные шаги. Поэтому мы настроены оптимистично. Посредники должны быть оптимистичны, – сказал он. – Другой вопрос, что эти предложения должны быть обсуждены и утверждены президентами Армении и Азербайджана, что, однако, уже от нас не зависит. Мы посредники, а не феи, чтобы сразу трансформировать ситуацию. Прорыва в урегулировании конфликта можно ожидать только после того, как президенты будут настолько уверены друг в друге и примут взвешенное решение, чтобы дать поручение главам МИД своих стран и экспертам начать разработку мирного соглашения. К сожалению, приоритетные вопросы одной стороны являются неприемлемыми для другой.
– И что делать? – выкрикнул кто-то из журналистов.
– Мы не дошли до этапа, когда нужно обсуждать нюансы и технические решения различных вопросов. Мы готовим основы, на которых будет строиться соглашение, и наша задача заключается в поиске пути совмещения основных принципов международного права, – ответил Фассье. – Сопредседатели по возможности проводят регулярные встречи с представителями, так называемой, НКР. Если мы считаем, что Карабах рано или поздно должен стать стороной переговорного процесса, то они должны быть в курсе проводимых переговоров. Карабах не признан не только странами –членами Минской группы ОБСЕ, но и самой Арменией. Я считаю, что это вопрос международного права, – подитожил Фасье.