Чем запомнился завершившийся год в американо-азербайджанских отношениях?
Об этом беседа АТ с заместителем Государственного секретаря по вопросам Европы и Евразии, сопредседателем Минской группы ОБСЕ от США Метью Брайзой. Bakililar.AZ со ссылкой на сообщение АТ, предлагает вниманию читателей текст этого интервью.
– Господин Брайза, 2006 год запомнился многочисленными взаимными визитами официальных представителей Азербайджана и США. Из них самого высокого уровня были апрельский визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева, а затем – пребывание в Вашингтоне в декабре прошлого года первой леди Мехрибан Алиевой. Если можно, вкратце о том, что принес американо-азербайджанским отношениям 2006 год, и чего в этом смысле вы ожидаете в 2007 году?
– Лично для меня этот год запомнился многочисленными контактами с официальными представителями Азербайджана. Мне кажется, что в этом году я видел министра иностранных дел Мамедъярова чаще, чем членов своей семьи. Но с точки зрения стратегического значения, этот год, в полном смысле слова, был отличным для американо-азербайджанских отношений. Визит Президента Ильхама Алиева явился важным моментом в развитии этих отношений. Он, как всегда, очень эффективно довел до официальных представителей США приоритеты, связанные с развитием Азербайджана, обновлением политического климата в стране, либерализацией ее политической системы. Зная, что это нелегкое дело, требующее определенного времени, Президент Алиев намерен посредством укрепления демократических институтов вывести Азербайджан на путь, по которому идут другие члены евроатлантического сообщества. Думаю, что Ильхам Алиев достаточно ясно довел до американских властей свою цель еще более приблизить Азербайджан к демократии. Для этого мы должны вместе работать.
Очень успешным был и визит Мехрибан Алиевой в Вашингтон. Она произвела впечатление на всех, с кем здесь встречалась. Я присутствовал на приеме в честь Мехрибан ханум, и меня очень впечатлило ее выступление без заранее заготовленного текста на бумаге. Это выступление отражало общие для наших стран стратегические цели, а также то, каким первая леди видит развитие Азербайджана, его народ и культуру. Это можно только приветствовать.
Важным был 2006 год и в плане сотрудничества в энергетическом секторе. Азербайджан принял два существенных стратегических решения: первое – взаимодействуя с евроатлантическим сообществом, увеличить добычу газа и выйти на основные европейские рынки, а второе – как объявила на днях Государственная Нефтяная Компания, обеспечить потребности страны в природном газе и электроэнергии только за счет внутреннего производства. Это – невиданное достижение для Азербайджана с точки зрения независимости. А для Европы, видящей в Азербайджане основного поставщика, это означает расширение энергетических источников. Словом, 2006 год был весьма успешным в наших отношениях. Я уже не говорю о Нагорном Карабахе. Мы поговорим и об этом. В целом, мы завершили год с оптимизмом и развитием в наших отношениях.
– С 1 января на евразийском газовом рынке сложилась новая ситуация. В связи с тем, что Ильхам Алиев не принял предложение «Газпрома», назвав его «коммерческим шантажом», Азербайджан приостановил импорт голубого топлива из России. Азербайджан хочет вывести из кризиса в зимний сезон и соседнюю Грузию. Каково отношение правительства США к этим событиям?
– Боюсь показаться в своей оценке чересчур оптимистичным, но должен сказать, что сотрудничество Азербайджана и Грузии этой зимой служит наглядным подтверждением того, что благодаря партнерству государственного и частного секторов, то есть правительств и компаний, соседи, взаимодействуя, могут укрепить свою независимость. Одновременно они могут также обеспечить интересы частных компаний. Тех, чьи инвестиции играют важную роль в энергетическом секторе и сбалансированном экономическом развитии Азербайджана. Должен также подчеркнуть, что сотрудничество Грузии и Азербайджана осуществляется не ради США. Никаких наших потребностей это сотрудничество не обеспечивает. США никогда не будут пользоваться добываемым в Азербайджане газом. Но газ, добываемый в Азербайджане, интересует нас, так как укрепление энергетической независимости Грузии и Азербайджана повышает и эффективность европейских рынков.
– Задерживающаяся в связи с техническими проблемами добыча газа на месторождении «Шахдениз» несколько осложняет обеспечение этой зимой Азербайджана и Грузии голубым топливом. Это вызывает вашу обеспокоенность?
– Я, как всегда, поддерживаю связь с консорциумом bp, «Статойлом». Как я понимаю, произошедшее – это одна из обычных технических проблем, которые возникают перед специалистами-буровиками. Просто, задержка произошла в важный момент, когда страны находятся в поисках источников газоснабжения в зимний сезон. Такие случаи в нефтяной и газовой промышленности – обыденное явление. «Шахдениз» – крайне сложное, но многообещающее месторождение. Не сомневаюсь, что работающие там ведущие специалисты мира в скором времени решат проблему. Как нам сообщили в bp, проблема решится в течение одной-двух недель.
– 2006 год принес перемены и Туркменистану. Накануне предстоящих 11 февраля президентских выборов в этой стране можете ли вы сказать, какую власть правительство США хочет видеть в Туркменистане?
– Мы готовы работать с той властью, которую изберет народ Туркменистана. Исполняющий обязанности президента Туркменистана заявил о предстоящих в ближайшее время президентских выборах. Надеемся, что эти выборы будут свободными, справедливыми и пройдут в соответствии с международными стандартами. Политика Туркменистана, как и других государств региона, очень сложная. Здесь имеют место клановые противоречия, которые были оттеснены на задний план с 1991 года и даже раньше – с советских времен, другие политические расхождения. В таком случае прогнозировать заранее политические перемены трудно. Но, опираясь на собственный опыт, мы верим, что, когда политические силы в обществе ведут справедливую и прозрачную конкуренцию по общепринятым правилам, повышается вероятность установления политической стабильности. Надеемся, что так будет и в Туркменистане. Мы также надеемся на установление энергетического сотрудничества между Туркменистаном и Азербайджаном.
– Надеетесь ли вы на возобновление переговоров по транскаспийскому газовому проекту?
– Даже более, мы хотели бы, чтобы Транскаспийский газопровод начал действовать. Мы желаем, чтобы Азербайджан и Туркменистан пришли к договоренности относительно границ на Каспийском море. Во всех этих вопросах, конечно, необходимо учитывать экономическую выгоду и привлекательность инвестиций. К примеру, убежден, что значительно легче создать экономически выгодную инвестиционную схему для Транскаспийского газопровода, так как уже существует инфраструктура для транспортировки газа из Азербайджана в Европу.
– По имеющимся данным, в мае этого года Азербайджан, Грузия и Турция намерены приступить к реализации проекта железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Это – важный проект, который соединит Китай и Европу по древнему Шелковому пути. Однако мы видели только возражения Конгресса и Белого дома этому проекту. Президент Буш даже подписал закон, запрещающий его финансирование. Хотя страны-участницы проекта не ждали от США никаких финансов. Как вы объясните такое отношение вашего правительства?
– Я рекомендую нашим друзьям в Азербайджане и Армении не представлять подписание Президентом Бушем закона об этом как несогласие США с проектом железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Мы всегда поддерживали проекты, расширяющие транспортные коммуникации. Мы стремимся развивать проекты, которые соединят все страны, повторяю, все страны вдоль коридора Восток-Запад. Конечно, нам бы хотелось, чтобы настал такой момент, когда железная дорога, ведущая из Турции в Баку, проходила через Армению. Во-первых, потому, что это отражает нашу политику, а во-вторых, экономически более логично попасть из Турции в Грузию по существующей железной дороге через территорию Армении. Но мы не можем принять такое решение. Инвесторы сами выдвигают удобную для них схему инвестиций. Если Азербайджан, Грузия и Турция хотят проложить железную дорогу, то мы, естественно, не можем возражать против этого. Но в то же время особо и не поддерживаем этот проект. Надеемся, что в ближайшем будущем станем свидетелями транспортных схем, охватывающих все государства региона.
– 2006 год в нагорно-карабахском процессе – что вы думаете об этом?
– Это – год подъема, затем спада, затем – нового подъема. Прямо, как двугорбый верблюд. Но мы завершили год на горбах, а не между ними. Февральская встреча президентов в Рамбуйе, в преддверии которой было много надежд, затем июньская встреча в Бухаресте. Однако ни одна из них не оправдала наших надежд. Поэтому в июне я и мои коллеги-сопредседатели выразили свое сожаление, выступив с заявлением, призвали обоих президентов продемонстрировать сильное лидерство и совершенствовать предложенные им основные принципы. Очень рад, что президенты сделали это. Поэтому, преодолев спад, пережитый 22 июня, мы завершили год плодотворной встречей между Алиевым и Кочаряном в Минске. Министры иностранных дел обеих стран занимают жесткую позицию на переговорах. Они защищают национальные интересы своих стран. В то же время Мамедъяров и Осканян с уважением относятся друг к другу. Надеемся, что по мере продвижения процесса отзвук уважительных отношений между ними будет исходить и от армянской и азербайджанской общин.
Мы завершили год на позитивных нотах. Дополнением к этим позитивным нотам явилась деятельность миссии ОБСЕ по изучению фактов на пострадавших от пожара территориях вдоль линии соприкосновения. Эта миссия продемонстрировала, что благодаря усилиям министров иностранных дел Азербайджана и Армении, а также вашего бывшего посла в ООН, а ныне – посла в Вашингтоне потенциально противоречивый вопрос может привести к позитивному и важному сотрудничеству. Надеемся, что такое начало, открыв путь не только мерам, способствующим установлению доверия в будущем, но и истинному доверию между общинами, придаст импульс процессу урегулирования.
– На какой стадии находится отчет миссии ОБСЕ по изучению фактов относительно подожженных азербайджанских территорий?
– В связи с праздниками я давно не поддерживал связи с господином Суа, который готовит отчет. Однако во время последней встречи на декабрьском заседании министров ОБСЕ он сообщил мне, что отчет, можно сказать, готов. Хотя я и не видел окончательную версию документа, могу сказать, что он предусматривает план мероприятий по расширению сотрудничества, предотвращению пожаров в будущем и ликвидации последствий произошедших пожаров. Взаимодействуя для осуществления перечисленных мною последних двух целей, мы сможем создать новую психологическую атмосферу, которая направит процесс переговоров в позитивное русло.
В конце этого месяца или в феврале мы вместе с моими коллегами-сопредседателями совершим визит в регион. Его дата зависит от графиков работы Президента Алиева и Президента Кочаряна. Нам бы хотелось для укрепления достигнутого в конце прошлого года позитивного развития предпринять еще один шаг до того, как предвыборная кампания в Армении наберет темпы.