Министра экологии и природных ресурсов Гусейн Багиров дал интервью.
– Какие меры предусматривается принять в рамках утвержденного президентом Ильхамом Алиевым плана об улучшении экологической ситуации в Азербайджане?
На окружающую среду воздействует любая деятельность человека – промышленная, бытовая, транспортная. Документы об улучшении экологической ситуации в стране принимались и ранее.
К ним относятся 5 национальных и государственных программ, принятых в период президентства Гейдара Алиева и Ильхама Алиева. Наиболее критическая ситуация наблюдается на Апшеронском полуострове, и в утвержденном плане отражены конкретные поручения госорганизациям.
Главная проблема связана с нефтью. Более 160 лет Азербайджан производит нефть промышленным способом. В свое время 90% азербайджанской нефти добывалось примитивными методами. Все это не могло пройти бесследно. В настоящее время на Апшероне 15 тыс. га загрязнены полностью, 30 тыс. га – частично.
Наряду с нефтяной сферой, экологическую ситуацию усугубило и развитие промышленности. Возникло множество загрязненных искусственных озер.
70-80% загрязнения Каспия приходятся на участок впадения Волги в Каспийское море. Вторая горячая точка – каспийское побережье Ирана, третья – участок впадения протекающей через Армению и Грузию загрязненной Куры в Каспий. Несмотря на то, что в Мингячевирском водохранилище Кура несколько оседает, этот процесс не предотвращает загрязнения. Четвертая горячая точка – Апшеронский полуостров.
Другая проблема связана с переработкой твердых отходов. До 2010 года будет полностью предотвращен сток загрязненных вод в Каспий. Кроме этого, будет создана организация, которая будет ведать очисткой загрязненных нефтью территорий.
– В связи с проводимой борьбой против нанесения вреда окружающей среде в последнее время Министерство экологии и природных ресурсов сталкивается с давлением госорганизаций и отдельных чиновников. Какие меры планируется принять для предотвращения подобных явлений?
Проблема связана не только с государственными чиновниками. На загрязнение влияют и простые граждане страны. Например, большой ущерб наносят пастухи, не соблюдающие норм, установленных для выпаса овец.
Или другой пример. Зачастую руководство производственных предприятий и санаториев не устанавливает очистительных сооружений, а предпочитает спускать сточные воды в море. Предприниматели должны осознать, что никакой объект не может действовать без наличия очистительных установок. Государство не может нянчиться с каждым из 8-миллионного населения. Министерство предпринимает меры для усиления пропаганды.
– Какие изменения предусматривается внести в законодательство и в Уголовный кодекс в связи с предотвращением нанесения вреда окружающей среде?
До 2001 года за ущерб окружающей среде ежегодно выплачивалось в среднем 556 млн. манатов штрафа. В 2005 году общая сумма штрафов составила уже 33 млрд. манатов, из них было выплачено 5 млрд. манатов. В настоящее время размер примененных штрафов составляет 55-60 млрд. манатов, из которых не выплачено и 10%. Наряду с ужесточением штрафов и законодательных требований, необходимо изменить отношение людей к природе.
– Немалый урон окружающей среде наносят и действующие в Азербайджане иностранные компании, в частности нефтяные. Большая часть компаний уклоняется от выплаты штрафа. Как вы прокомментируете ситуацию в этой области?
Мы пытаемся убедить их в том, что отношение к природе Азербайджана должно быть таким же, как и отношение к окружающей среде своей родины. Иностранные компании не выплачивают штрафы за экологические нарушения.
Так, только в 2004 году против компании «Salyan OIL» был предъявлен судебный иск о выплате штрафа в размере 111 650 AZN, против акционерного общества открытого типа «Гарадаг цемент» применены штрафы на сумму 64 503 AZN и 69 850 AZN, против операционной компании «Гобустан» был предъявлен судебный иск о выплате штрафа на сумму 143 935 AZN.
– CITES (Конвенция о международной торговле вымирающими видами дикой флоры и фауны) вновь оставила в силе запрет на экспорт черной икры и осетровых Каспия. Этот запрет касается всех прикаспийских стран, кроме Ирана. Как вы расцениваете эту позицию CITES?
Решение CITES нелогично, равно как и голосование США за этот запрет. С другой стороны, остается неясным, чему оно служит. Если бы запрет касался всех прикаспийских государств, мы бы только приветствовали этот шаг. Решение CITES преследует политические цели. Однако это не повлечет убытков для Азербайджана.
– Какие меры предусматривается принять для развития рыбного хозяйства?
С этой целью разрабатывается Госпрограмма. На мой взгляд, для развития рыбного хозяйства необходимо приватизировать все предприятия этой области. В таком случае, предприниматели будут заинтересованы в искусственном выращивании рыб, а частные компании смогут экспортировать продукцию за рубеж без разрешения. Тогда решение CITES не будет иметь значения для Азербайджана.
– Лишь 10% водных ресурсов Южного Кавказа приходятся на долю Азербайджана. Известно, что в 2025 году 2/3 мирового населения столкнется с проблемой нехватки воды. Какие меры принимаются во избежание этой проблемы для Азербайджана?
Наше министерство подготовило и представило в Кабмин соответствующие предложения. С другой стороны, население Азербайджана должно быть готово к повторному использованию воды, после многократной очистки.
Эта практика применяется за рубежом, например в Израиле. Однако процесс очистки должен отвечать требованиям Всемирной организации здравоохранения.
Согласно статистике, в Азербайджане 75-80% болезней связаны с качеством воды. 30-32 кубических километров водных ресурсов нашей страны составляют реки. Наших запасов хватит до 2050 года. Тем не менее, воду необходимо использовать экономно.
– Иностранные компании продолжают производство золота на оккупированных азербайджанских территориях. Что вы делаете для устранения этого?
От Армении, государства-агрессора, можно ожидать такие действия. Однако непонятна позиция компаний, наделенных правом добывать золото на территории Азербайджана.
Например, такое право имеет канадская «R.V. Investment», которая не должна допускать деятельность других компаний на выделенной ей территории, добиться решения проблемы судебным путем.
В Кяльбаджаре добычей золота занимается канадская «First Dynasty Mines». Поскольку «First Dynasty Mines» прошла регистрацию в Канаде, «R.V. Investment» может добиться решения проблемы в рамках законов своей страны. /АПА/