Как передает Bakililar.AZ, министр национальной инфраструктуры Израиля Биньямин Бен Элиезер дал интервью израильскому бюро АРА
Биньямин Бен Элиезер родился в 1936 году в Ираке. В 1950 году репатриировался в Израиль. Окончил Академию национальной безопасности Израиля. Дослужился до звания бригадного генерала израильской армии.
В 1984 окончательно покинул армию и начал политическую деятельность. За 23 года Бен Элиезер занимал посты министра строительства, заместителя премьер-министра Израиля, министра связи и коммуникаций, министра обороны. С 2005 года он возглавляет министерство национальной инфраструктуры Израиля.
– Вы один из немногих израильских министров, посещавших Азербайджан. Какие у вас впечатления от визитов в нашу страну?
– Впервые я приехал в Азербайджан для участия в ежегодной выставке нефти и газа. Хочу отметить, что между мной и руководством Азербайджана почти мгновенно завязались контакты. Я провел встречи со многими членами правительства Азербайджана. Сразу почувствовал себя среди своих, говорящих на понятном для всех языке, обсуждавших общие цели и задачи. Особой для меня стала встреча с президентом Ильxамом Алиевым, с которым мы неоднократно встречались в последнее время. Даже в моем рабочем кабинете можно увидеть фотографии наших встреч с президентом Ильxамом Алиевым. У нас состоялась откровенная беседа во время церемонии открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейxан. Я считаю президента Азербайджана очень энергичным, деловым и понимающим руководителем страны. С политической точки зрения, он прекрасно понимает и осознает геополитическую ситуацию, в которой находится Азербайджан сегодня. Думаю, что в скором времени Азербайджан превратится в сильную экономическую державу региона. Израильские бизнесмены имеют большие перспективы в Азербайджане для вложения инвестиций. Я намерен в скором времени вновь посетить республику и подписать долговременные контракты по продаже азербайджанской нефти и газа Израилю.
– Как вы оцениваете нынешний уровень азербайджано-израильских отношений? Согласны ли Вы с мнением, что нефть определяет азербайджано-израильские отношения?
– Считаю, что азербайджано-израильские отношения находятся на очень высоком уровне. Особую роль в этом сыграл покойный президент Азербайджана Гейдар Алиев. Эту яркую личность очень уважают и чтят, в особенности, новоизбранный президент Израиля Шимон Перес, который всегда очень высоко отзывается о Гейдаре Алиеве. Хочу отметить, что у нынешнего израильского правительства есть очень большое уважение и почтение к азербайджанскому народу и правительству Азербайджана. Лично для себя, я обнаружил, что азербайджанский народ – очень гостеприимный, почитающий свою культуру, фольклор и относящийся с уважением к другим нациям, проживающим в Азербайджане. Для Израиля Азербайджан интересная, стратегически важная страна. Во время бесед с президентом Азербайджана, я сказал ему «мы израильтяне привыкли к взаимоотношениям с Европой и Америкой, но я думаю, что в скором времени такие страны как Азербайджан, Казахстан, Индия, Китай будут главными экономическими игроками и нам стоит изменить наше видение».
Яркий пример этому нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейxан. Порт Джейxан 600 км от Израиля и мы очень заинтересованы в покупке азербайджанской нефти, тоже самое касается и газа.
– Недавно Вы заявили, будучи в Грузии, что Израиль заявил, что может стать основным покупателем газа с «Шахдениз»…
– Сегодня азербайджанский газ достигает Эрзурума, и мы в нем тоже очень заинтересованы. Я думаю, что во время моего следующего визита в Баку я смогу убедить моих азербайджанских друзей продлить газопровод из Эрзурума до Джейхана. Сегодня мы рассматриваем Азербайджан как одного из важных стратегических игроков в области продажи газа. Израиль купит столько газа, сколько Азербайджан сможет предложить. Я готов поехать в Баку и подписать долгосрочный договор на 20-30 лет для закупки азербайджанского газа. У нас нет никаких проблем, Азербайджан – дружественная страна и наш стратегический партнер, поэтому я не вижу проблем в подписании такого контакта.
– Вы один из немногих израильских политиков, имеющих особое влияние в арабском секторе Израиля. Что Вы можете сказать азербайджанскому читателю о положении дел в регионе?
– Сегодня в Палестинской автономии сложилась анормальная ситуация. Палестинцы убивают палестинцев. Идет борьба между ХАМАС, представляющим радикальное религиозное течение, и ФАТХ. Мы покинули Газу, там нет ни солдат, ни поселенцев. Мы думали что после этого появится нормальное цивилизованное государство, которое станет образцом сосуществования двух народов. С нашей точки зрения, ради мира мы готовы сесть с палестинцами за стол переговоров и начать действовать ради мира. Мы готовы говорить о мире, мы не хотим террора и вооруженного противостояния. Но что мы можем сделать, когда палестинец уничтожает палестинца? Убивают женщин, детей, стариков, разрушают дома. Сегодня палестинская автономия разделена, в одной ее части правит президент Абу Мазен, а в другой – правительство ХАМАС во главе с Халедом Машалем из Дамаска. Ради мира мы готовы сесть за стол переговоров с президентом Сирии, с ХАМАС, с Шейхом Насруллой, с ливанцами. Израиль, как еврейское государство, обязано защитить своих граждан, наших детей и внуков. Мы не делаем различий между болью еврейской и палестинской матерей. Мы сегодня готовы обменять тысячи заключенных, лишь бы спасти жизнь израильского солдата Гилада Шалита.
– Ваше отношение к ядерной программе Ирана – соседа Азербайджана.
– Сегодня иранская ядерная программа – это проблема не только Израиля, это мировая проблема. Иран прекрасно понимает, что данная программа направлена, прежде всего, против соперничающих с Ираном стран Персидского Залива, против Саудовской Аравии, арабских стран – союзников США. Иран не может и не способен уничтожить Израиль. У Израиля тоже есть очень важный сдерживающий фактор против Ирана. Нужно понять одну очень важную деталь: данная ядерная программа может быть у страны, власти которой предсказуемы в международных делах, но не у государства, руководство которого каждое утро просыпается с лозунгом об уничтожении какой-либо страны. Владение подобной страной столь опасным оружием недопустимо.