«Восточное партнерство» явилось восточным аналогом Европейской политики соседства. Программу его в 2008 году разработали совместно Польша и Швеция, собираясь в будущем распространить свою инициативу на страны юга Европы посредством создания Средиземноморского союза.
Как сообщает AZE.az, Евросоюз пытался окружить себя кольцом друзей, куда вошли бы демократические государства с хорошим управлением, что должно было стать гарантией процветания и устойчивого развития Старого света, пишет haqqin.az. Укрепление же контактов с соседями было призвано повысить престиж ЕС на международной арене. Немаловажной целью «Восточного партнерства» являлось и постепенное отдаление связанных с ЕС политическими и экономическими договорами бывших советских республик – Азербайджана, Украины, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Армении от России и их стабильное движение в западном направлении. По сути, все эти постсоветские страны должны были стать своего рода буферной зоной, отделяющей Брюссель от Кремля.
Однако эти благостные планы Брюсселя Москва успешно перечеркнула. Очень скоро всем стало понятно, что сама раздираемая распрями и связанная с Россией множеством соглашений Европа не готова вести с Кремлем борьбу за влияние на постсоветском пространстве. А захватив Крым и предприняв агрессивные действия на востоке Украины, Москва вообще расставила точки над i, четко ограничив круг своего если и не владения, то, по крайней мере, влияния.
А тем временем открылось, что ЕС, в принципе, не собирается, да и не может так же тесно сотрудничать с постсоветскими республиками, как это делает Россия. Да и как оказалось, экономика всех этих стран практически заточена на экспорт товаров в РФ, а его переориентация на рынки ЕС (как хотели сделать на Украине) оказалась слишком затратной и требовала структурных реформ. Евросоюз, как не пыжится, сам во многом зависит от поставок энергоресурсов из России, и уменьшить энергетическую зависимость бывших советских республик от Москвы ему просто не под силу.
В общем, Европа вроде бы отказалась от интеграции со странами бывшего СССР, но вчера глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич вдруг заявил о необходимости начать переговоры об ассоциации с Евросоюзом Азербайджана и Армении. Латышский дипломат считает, что Евросоюз должен заключить со странами "Восточного партнерства" соглашения о зоне свободной торговли и отмене виз и призвал ЕС плотнее сотрудничать с этими государствами буквально во всех сферах – транспорта, транзитных перевозок, энергетики, здравоохранения, IT-технологий.
Вслед за ним и министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сиярто стал настаивать, чтобы ЕС в срочном порядке либерализовал визовый режим с Украиной и Грузией и подписал соглашение с Азербайджаном. Сиярто уверен, что Брюссель должен поддерживать эти страны.
«Следует либерализовать визовый режим с Украиной и Грузией. Эти страны выполнили все необходимые требования. Опоздание в этом вопросе может нанести урон безопасности Европы», – предупредил он евродеятелей.
Венгерский министр также призвал заключить соглашение о «Восточном сотрудничестве» с Азербайджаном, и тоже очень быстро. «Эта страна, расположенная на берегу Каспия, может сыграть ключевую роль в диверсификации энергоисточников Европы. Азербайджан должен считаться стратегическим партнером ЕС», – не сомневается он.
Но дело в том, что вопреки мнению пекущегося о благополучии Европы венгра, Баку никогда не хотел заключения ассоциативного соглашения с ЕС, но предлагал подписать документ о стратегическом партнерстве. Комментируя haqqin.az предложения европейских министров о заключении нового соглашения между ЕС и Баку, официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев отметил, что во время недавней встречи в Брюсселе министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров обозначил в своей речи перспективы отношений между Азербайджаном и ЕС и изложил видение своей страны форм этого сотрудничества.
«Э.Мамедъяров в очередной раз отметил, что азербайджанская сторона представила на рассмотрение ЕС «Соглашение о стратегическом партнерстве», документ, который будет способствовать развитию наших отношений на качественно новом уровне. Соглашение в настоящее время находится на рассмотрении Европейского союза. Если документ будет согласован между сторонами, то сможет сыграть важную роль в определении путей и укреплении нашего сотрудничества, – убежден Х.Гаджиев.
Политолог А.Оруджлу считает, что Азербайджан должен подписать ассоциативное соглашение с ЕС. «Восточное партнерство» для Азербайджана как страны и для азербайджанского общества как ее граждан, безусловно, очень важно. Важно в том плане, что Азербайджан в этом случае фактически определяется со своими внешнеполитическими приоритетами, в том числе контурами внутриполитического развития в Азербайджане. Наша страна уже является очень близким экономическим партнером Европейского союза, прежде всего, в сфере поставок энергоносителей. Подписание ассоциации с ЕС придаст импульс и демократическим реформам в республике», – сказал А.Оруджлу.
Политолог считает, что Россия для удержания постсоветских стран в сфере своего влияния все что могла, уже сделала, однако старания эти оказались напрасны, и теперь ее время уже ушло. «Ни ЕАЭС, ни ОДКБ, ни какие-либо другие надгосударственные структуры на постсоветском пространстве не оказались успешными. Поэтому постсоветские страны будут все больше сближаться с западными структурами, чтобы минимизировать российское агрессивное воздействие на себя», – объяснил он.
Директор ИА «Туран» политолог Мехман Алиев также считает необходимым развитие взаимосвязей с ЕС. Он полагает, что двусторонние отношения стороны будут развивать по линии расширения торгово-экономических связей, расширения энергетических поставок, а также углубления реформ.
«Все мы видим, как в последнее время в политике Баку наметился курс на налаживание связей с Западом. Думаю, эта тенденция будет продолжаться и отношения Баку и ЕС будут приобретать более объемный характер независимо от того, как они будут называться – ассоциативное соглашение или стратегическое партнерство», – отметил М.Алиев.
Касаясь позиции Москвы, политолог предположил, что Азербайджан вряд ли поддержит российские инициативы по созданию новых экономических, таможенных и военных интеграционных объединений на постсоветском пространстве. «Баку сохранит дрейф в сторону углубления связей с ЕС, правда, может быть, будет делать это не так ускоренно, как соседняя Грузия», – считает М.Алиев.
Между тем на Западе в основном пессимистично относятся к партнерству ЕС с восточными соседями. Многие аналитики считают, что Европе нечего предложить своим восточным соседям, кроме помощи в формировании демократического общества, которое сложно осуществить без реальной перспективы членства. Шансы стать частью ЕС есть только у Молдавии, если она примет решение об объединении с Румынией и если Москва не помешает такому развитию событий.