Мнение: новый генплан Баку должен учитывать демографические параметры

Разрабатывается новый генплан столицы Азербайджана.

Как сообщает AZE.az, на днях в Госкомитете по градостроительству и архитектуре были завершены подготовительные работы над новым Генеральным планом Баку.

Название проекта – «План регионального развития Большого Баку», который охватывает период до 2030 года. Из четырех договоров по оказанию консультационных услуг, согласованных с Всемирным банком, были подписаны три документа.

Полностью завершить работы над данным проектом планируется на конец будущего года.

На вопросы, связанные с новым проектом Генплана Баку, в интервью АМИ «Новости-Азербайджан» ответил заслуженный строитель Азербайджана, бывший руководитель «Главбакстроя» Эмиль Ахундов:

– Как вы оцениваете проделанную работу в этом направлении? Как считаете, придерживаются ли специалисты определенного стиля при застройке столицы?

– Тема генплана города Баку невероятно затаскана тем, что о ней говорят люди, которые не всегда представляют, что такое генеральный план какого-либо города, поселка и не ведают о градостроительном образовании.

Немного истории: еще в 1978 году в Баку на конференции собралась строительная общественность Азербайджана (около двух тысяч человек). Тогда доклад читал потрясающий знаток генерального плана и градообразующих систем, один из специалистов градопроектирования Теодор Яковлевич Шаинский.

Им был представлен великолепный административный материал в этой области, он докладывал по всем пределам понятий и требований по разработке генерального плана.

В то время Генплан Баку был посвящен развитию города, из расчета приблизительно на 2 млн. жителей. Гейдар Алиев, по чьей инициативе была проведена эта конференция, сделал заключение принципиальное, с профессиональным наполнением, о том, что город Баку не просто место, где живут и работают в промышленном регионе, это и население со специфическими данными, определенной формой проживания, учитывая, что раньше в Баку жили общими дворами. Тогда развитие города обсуждалось на таком уровне.

И, сейчас, когда далекие от сферы люди начинают вести обсуждение генерального плана и говорить о градообразующих вещах, при этом называя какие-то термины, сложные фразы, мне кажется одно: если человек не получил образование в городе, ему о генплане и не нужно говорить.

Как горожанина, меня генплан не интересует, если у меня в доме нет горячей воды, или есть проблема с подачей других коммуникаций. Также, если идешь по бульвару, или центральному проспекту Нефтяников, и чувствуешь амбре, как в казарменных туалетах…

Генплан – это не то, как надо строить и красить здания и напичкать город безликими, построенными впритык домами, с нарушением градостроительных законов и норм.

Речь шла о генплане, существующем с 1978 по 2005 год, и что мы сделали? Сегодня в Баку нет свободного клочка земли, чтобы можно было говорить о новом генплане.

Сегодняшний генплан должен был предусмотреть (как делал это Гейдар Алиев) мнение ведущих институтов. В то время была какая-то стилистика, продолжение развития города в классике лучших, более 45-ти занятых в Баку архитекторов Европы, создававших все архитектурные течения: барокко, классицизм… это и есть город в моем понимании.

Как говорил Горький: «За твоей спиной потрясающая бухта…». Там мы отдыхали, ели мороженое, и тогда вместо фекалий плавали рыбки.

Баку – это то, что мы делали руками великих архитекторов – Баевых, Гославского, Эйхлера, Рудневых, их навыки подхватили наши национальные кадры – Гусейновы, Касимзаде.

В советское время были и такие вещи, как борьба с излишеством, к примеру, аканты, вычурные вазоны и другие элементы на фасаде зданий запрещались. Как раз в то время и появились безликие «хрущевки».

Сейчас, к сожалению, эти пятиэтажные дома сменились на не менее бездарные 20-ти этажные, застроенные с эффектом домино, здания.

Но, конечно же, есть и положительные примеры. В частности, город также начали одевать в потрясающие архитектурные акценты, не увеличивая плотности.

Но, когда старые дома одевают в новую рубашку, допускают и недоработки, связанные не с архитектурой, а с человеческим фактором.

– Каких правил советуете придерживаться специалистам, разрабатывающим генплан?

– В Баку строятся дома-шедевры, при этом надо подумать о генплане, как о классической сетке построения. Можно подумать о том, как в Баку соединить шедевры в одну инфраструктуру, градоструктуру, рекреации для человека, который живет в этом городе, а я, как азербайджанец, имею на это право. Надо соединить все то, что делается сегодня, европейское, высшее…

Конечно, есть открытые вопросы, которые не решаются так. Необходимо в городе, прежде всего, убрать столпотворение, груды автомобилей с запахом гари и смога. При этом мосты не помогут. Необходимо убирать все, что мешает двигаться от центра во всех направлениях города.

Это развитие от примитива к сегодняшней классике, теме, моде. Почему убрали трамваи, а теперь хотят восстановить?

Сегодня не только по инициативе, по пониманию предмета, президент страны подошел к развитию «черного города», который превращается в «белый город». Это целое понятие того, как должен жить человек в 21 веке. Нужно не иметь умный дом, а пройти умную школу, которая давала бы возможность эксплуатации в умном доме.

Нельзя заниматься городом, убрав основной его фактор – демос. Баку – это своеобразный конгломерат мировой культуры, ассимилированный с российской, западной культурой, с соседними государствами.

Баку создавался импульсом мировых культур. Поэтому сегодня, когда речь идет о генплане, мы должны от примитивного вчерашнего мышления выйти на технические, технологические уровни, чтобы можно было машину завести через окно, то есть, использовать все, что называется комфортным жильем.

И отношение к новостройкам нужно пересмотреть, так как они являются тяжело эксплуатируемыми и забирают ту энергетику, канализацию и воду, которой у нас сегодня не хватает, хотя если правильно рассчитать, воды хватит на четыре Баку.

В Баку везде на фасадах домов торчат кондиционеры, тогда как у нас есть полупромышленные установки, калориферы, дающие тепло. Отрадно, что за последние 10 лет сделала скачек вперед энергетическая служба города. Только какой ценой это претворяется?

Сегодня мы имеем также много нареканий по поводу переселения людей из отдельных частей города. Попробуй, вытащи лису из норы, она исцарапает. А здесь речь идет о принужденном переселении целых семей.

В каждом районе должна круглосуточно работать с людьми юридическая служба, также коммунальная служба, которая заранее должна оповещать их о переселении.
Выселенных людей с центра города надо заселять в комфортные дома, считаясь с их мнением, наряду с этим менять коммуникации, дворы.

Кроме того, важно учитывать, что новые строения, включая планы «Белого города», ложатся нагрузкой на дорожную инфраструктуру, экологический фактор. Что будет, когда все пустующие дома заселятся на 60%? Как повысится демографическая плотность? К примеру, в одном районе города нужна школа на 10 тысяч мест, а в другом районе 500 мест пустует, потому что при реализации генплана неправильно распределяются параметры демографического требования.

Как это будет эксплуатироваться, какая психология должна быть у жителя? К примеру, когда кто-то выезжает из Баку в Шале или Канны во Франции, элементарно при виде качественной сантехники и других удобств спирает дыхание.

Создание таких глобализированных структур для полноценного обитания человека создает психологический удар, по сравнению с въездом в новую квартиру в Баку.

Заселяясь в новую квартиру, одновременно радуешься, и в то же время испытываешь некий дискомфорт.

– Какие факторы также необходимо учитывать при разработке проекта развития города?

– К примеру, раньше при строительстве домов должна была учитываться сейсмичность зоны. В то время любой проектный институт имел карту сейсморайонирования, и, исходя из этого, закладывали конструктивные особенности – диаметр арматуры, прочность бетона, его высоту, и другие факторы, которые могли бы защитить от тектонических колебаний.

Сегодня также надо считаться с такими нашими специалистами в этой сфере, как Гурбан Етирмишли, Октай Бабазаде и др. Мы насыщаем сейсмоцентры хорошими приборами, привезенными из Италии и Англии, в стране есть хорошие специалисты, просто с ними надо считаться. Эти люди незримый фронт нашей защиты.

В школах должны вестись уроки, как уберечь свою семью от сейсмоударов, учитывая землетрясение, которое произошло в Баку более 10 лет назад. Любой предмет имеет собственное автоколебание – и железо, и камень.

Если собственное автоколебание неживых предметов, таких, как сталь, бетон, железобетон и другие материалы, входит в резонанс с поперечными, продольными колебаниями земной коры – это катастрофа. Я видел последствия этого, видел, как во время землетрясения в Ленинакане (Армения) бетон крошился, как мука.

Здесь имеют место качественно новые понятия о конструкциях, строительных материалах. Штукатурка должна быть изжита. О чем может идти речь, если фасады обделываются дешевыми синтетическими стройматериалами при том, что у нас имеются прекрасные материалы: мрамор, гранит и другие.
В общем, вопросов много.