Директор Вашингтонского Института исследования Центральной Азии и Кавказа Сванте Колнелл считает, что карабахский вопрос имеет ключевое значение для региона.
Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АПА, директор Вашингтонского Института исследования Центральной Азии и Кавказа Сванте Колнелл отмечает ключевую значимость карабахского вопроса для стабилизации ситуации в регионе.- В статье, опубликованной на Интернет-странице вашего института, раскрываются некоторые детали встречи в приграничном пункте “Седерек” между президентом Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном, о которой очень мало было известно азербайджанской общественности.
В статье говорится, что на этой встрече речь шла и о возвращении оккупированных территорий Азербайджана на границе с Ираном.- Безусловно, эти переговоры не были полностью открытыми для общественности.
Однако известно, что в то время Гейдар Алиев выступил с предложением, согласно которому расположенные на границе с Ираном 4 оккупированных района должны были освободиться в замен на возобновление железнодорожной связи с Арменией.
В советские времена через эти четыре района до самого Нахчывана пролегала железная дорога, которая проходила и через территорию Армении.
На тот период это был очень смелый шаг, сделанный со стороны президента Алиева, так как впервые Азербайджан связал дальнейший статус Нагорного Карабаха с возобновлением экономических связей с Арменией.
С этой позиции многие армяне, в том числе бывший специальный посланник по нагорно-карабахскому конфликту Жерар Лебардян раскритиковали правительство Армении за отклонение данного предложения без предварительного обсуждения.
Аргументом Лебардяна и других является то, что это было бы очень позитивным шагом.В то время правительство Турции также заявило, что если эта идея будет поддержана, они также могут открыть границу с Арменией.
Если Азербайджан откроет границу с Арменией, держать закрытой границу Турции с Арменией не имеет смысла.
С этой точки зрения в то время зародилось желание разрешить конфликт на основе “пакетного решения”.В последнее время поступают такие сигналы, что правительство Турции обсуждает вопрос открытия границы с Арменией независимо от разрешения нагорно-карабахского конфликта.
Шли обсуждения по поводу того, что переговоры в этом направлении велись на протяжении нескольких месяцев.
Однако заявления, сделанные в последние дни указывают на то, что Турция возвращается к старой политике, которой придерживалась на протяжении последних десяти лет. –
Ни одно из прежних правительств Турции не отделяло вопрос открытия границы с Арменией от темы нагорно-карабахского конфликта.
Однако правящая Партия справедливости и развития (ПСР) намерена пойти на этот шаг.
Какие изменения в данной ситуации привели к тому, что политическая элита Турции отделила от контекста обсуждений нагорно-карабахское урегулирование?- Здесь есть несколько причин.
Между проводимой Турцией политикой и обсуждениями в Конгрессе США по признанию “геноцида против армян” есть непосредственная связь.
Кроме того, летом, в период “футбольной дипломатии”, зародилась такая мысль, что после вооруженного конфликта в Грузии Турция должна что-нибудь предпринять в связи с измененной геополитической ситуацией.
С другой стороны, после победы Обамы на президентских выборах, в Турции зародилась мысль о том, что резолюция “геноцида против армян” в этом году будет принята в Конгрессе.
Поэтому нужно что-то сделать ради предотвращения этого шага.
Если Конгресс готов принять эту резолюцию, подход президента Обама к данному вопросу ясен.
В таком случае для предотвращения этого шага очень важно сближение с Арменией.
В этом плане я думаю, что турки окажутся в выигрыше от процесса.
После выступления президента Обама в парламенте Турции будет трудно говорить о “геноциде против армян” 24 апреля.
Во-вторых, необходимо осознать, что многие специалисты Министерства иностранных дел Турции являются экспертами по Евросоюзу, США.
Однако специалистов по Кавказу и Средней Азии не так уж много.
Указанный регион для Турции все еще остается на втором плане.
В правительстве ПСР также нет людей, имеющих близкие связи с Кавказом.
Еще одной причиной является то, что в последнее время в Турции многие требуют смены политики, так как направленная против Армении на протяжении 15 лет политика не дала никаких результатов.- Как же возможно такое, чтобы имеющее границу с кавказской республикой государство не имело достаточно экспертов по данному региону?- Одно из объяснений политическое.
ПСР является странным союзом исламистов и либералов.
Исламисты считают себе близкими не мусульманские страны постсоветского пространства, а больше мусульман, проживающих на Ближнем Востоке.
Либералы же полностью уделяют внимание связям с Европой.
С другой стороны существует и политическая реальность.
Если рассмотреть основное направление зарубежной политики Турции за последние 5 лет, можно увидеть, что это были вопросы США, Евросоюза и Кипра.
Указанные мною темы занимают столько много времени, что на другие вопросы времени не остается.- Из вашей статьи я так понял, что Вы считаете нагорно-карабахский конфликт основным элементом безопасности и сотрудничества в нашем регионе.
Даже Вы предложили, чтобы президент Обама назначил специального посланника в связи с нагорно-карабахским конфликтом. –
Это верно.
События последних нескольких недель показали, что некоторые люди желают задвинуть на задний план вопрос решения нагорно-карабахского конфликта, считая его очень сложным.
Однако реальность доказывает, что проблема Нагорного Карабаха является самой большой проблемой в регионе Южного Кавказа.
До тех пор, пока нагорно-карабахский конфликт не будет разрешен, другие вопросы на Кавказе не могут решиться.
Турция, осознав, что не сможет развивать на желаемом уровне связи с Арменией, с логической точки зрения должна основное внимание направить на разрешение нагорно-карабахского конфликта.
Кроме того, необходимо учесть, что новая администрация Обамы заинтересована в данном вопросе и было бы целесообразным еще больше привлечь именно их к этому вопросу.