Мнение: запрет иностранных фильмов на азербайджанском ТВ еще более сократит аудиторию зрителей

Складывается впечатление, что Нуширеван Магеррамли преследовал личный интерес, запрещая зарубежные фильмы на азербайджанском телевидении, во всяком случае, в официальном тексте решения достаточно обоснованной причины не просматривается, – заявил Гулу Магеррамли.

Как сообщает AZE.az, Национальный совет по телевидению и радио Азербайджана запретил с 1 мая 2012 года показ зарубежных телесериалов и художественных фильмов по национальным телеканалам. Решение принято 22 декабря.

Своим мнением по этому поводу в интервью Новости-Азербайджан поделился известный телеведущий Гулу Магеррамли.

– Как вы оцениваете решение о запрете показа иностранных фильмов?

– Я присоединяюсь к позиции Института Прав Медиа, который считает этот запрет ограничивающим право выбора граждан смотреть интересные, познавательные телепередачи. Ведь выполняться должна не субъективная воля государственной структуры, а возможность людей отдыхать и познавать так, как им хочется.

В США существует федеральный закон о радио, в котором постулирована задача СМИ, заключающаяся в удовлетворении информационной потребности народа. Около трех столетий тому назад Шведско-финское королевство приняло закон о праве народа на получение информации.

А в чем цель решения председателя Нацсовета Нуширавана Магеррамли? Складывается впечатление, что он преследовал личный интерес, во всяком случае, в официальном тексте решения достаточно обоснованной причины не просматривается.

Граждане имеют право получать из СМИ любую, дозволенную законом информацию, так как от информированности людей зависит их благополучие, здоровье и безопасность. «Закон о свободе получения информации» предоставляет гражданам Азербайджана такое право, но получается, что Совет по телевидению и радио наше право ограничивает.

– Я думал, вы поддержите решение Совета, так как следствием его принятия может быть увеличение количества производства местных фильмов.

– Даже если исходить из этой цели, принятие такого решения было бы целесообразным лет через 10, когда в Азербайджане будет богатая база местных телесериалов. Сейчас же у нас снято сериалов, которые могут удовлетворить лишь 4-5% потребностей азербайджанских телеканалов.

В Азербайджане только начинается производство телесериалов. Среди них есть плохие и хорошие, интересные, и не очень. Наш телезритель смотрит фильмы мирового уровня, как минимум, снятые в России и Турции, и рядом с ними наши ленты не столь интересны и профессиональны.

Поэтому считаю, что прежде чем принимать такое решение, надо было научиться снимать свои качественные фильмы.

Президент Азербайджана выделил 5 млн. манатов на сьемки фильмов на азербайджанских телеканалах. Не буду касаться справедливости раздела этих средств между каналами, но скажу, что АзТВ и ИТВ – телеканалы с гигантским государственным бюджетом, могли бы снимать сериалы и без отдельного государственного финансирования.

Деньги должны выделяться продакшн-студиям, которые снимают фильмы для показа на телевидении. Блестящим примером такой практики являются США, Великобритания, даже Турция, где телефильмы производятся продакшн-компаниями.

У нас придумали обоснование: продакшн-компании не смогут размещать свои фильмы на телеканалах. Это не так: качественная лента всегда будет закуплена телеканалами.

– Но ведь решение Совета вступит в силу с 1 мая. То есть за это время телекомпании смогут подготовить к показу новые азербайджанские сериалы.

– Не думаю. Хорошая телекомпания подготавливает свою сетку вещания за год вперед. К тому же выполнение решения Совета придется на лето, когда потребность в сериалах возрастает вследствие летнего дефицита информации.

Думаю, что решение Совета не будет работать. На нашем телевидении нет интересных передач, не снимают актуальные дебаты, не проводятся общественные слушания, новостные передачи слабые. А тут запретили показывать качественные иностранные сериалы. А ведь телеканалы привлекали зрителей именно сериалами. Теперь и этого не будет.

– Последний указ Совета позволяет проследить параллель с его же указом о запрете показывать фильмы на иностранных языках. Считалось, что этот запрет вызовет к жизни потребность дублировать на азербайджанский язык иностранные фильмы. Говорили, что азербайджанский язык станет развиваться. Но получилось иначе. Сейчас на азербайджанских телеканалах говорят на грязной смеси азербайджанского, турецкого и русского языков.

– Считаю решение о запрете показа передач на иностранных языках ошибочным. Мы и тогда выступали против. Турецкие и российские передачи на языках оригинала следует вернуть в наш эфир. Мы долго еще останемся в русской культурной сфере, а турецкая культура для нас пока нова. Этот баланс должен быть сохранен.

Запреты не привели к развитию азербайджанского ТВ, напротив, количество зрителей местных каналов сильно уменьшилось. Те, кто может, купили спутниковые антенны или подключились к кабельному телевидению. Сейчас в стране 15-18% зрителей смотрят местные каналы, и эта тенденция к уменьшению продолжится.

– Недавно на азербайджанском телеканале я с ужасом услышал слово «авантаж».

– Пришлые слова время от времени принимаются в нашем языке. Это процесс объективный. Мы не можем отгородиться шлагбаумом от иностранных слов, но процесс модернизации языка должен быть контролируемым.

Иностранные технологические термины не могут не использоваться в азербайджанском языке, но зачем заменять иностранными словами то, что можно выразить родной речью?

Я проводил 2-3 года тому назад исследование и выяснил, что в последние 10-15 лет в азербайджанском языке появилось около 4 тыс. иностранных слов, хотя они имеют азербайджанские аналоги.

Государство должно проводить жесткую языковую политику. Я не ратую за введение «языковой полиции», как практиковалось в прибалтийском государстве. Если мы не станем хозяевами родного языка, нам его не спасти. Отмечаем 20-летие азербайджанской независимости, но два азербайджанца разговаривают друг с другом на русском языке. Наши граждане должны прекрасно знать русский, турецкий и английский языки, но, как говорил Нариман Нариманов, прежде они должны в совершенстве владеть родным языком.

У нас же происходит удивительный процесс: русскоязычные граждане проявляют любовь к азербайджанскому языку и стараются на нем говорить,учат язык, но азербайджаноязычные люди – так называемая элита, свои примитивные мысли выражают на неведомом им языке.