Москва попытается не дать запустить «Южный коридор»?

Осуществить свой коварный план Москва попытается руками своего форпоста Армении.

Как сообщает AZE.az, мировое экспертное сообщество продолжает обсуждать опубликованный накануне "Глобальный индекс милитаризации", пишет echo.az.

Он, как поясняют его авторы, отражает, в частности, соотношение военных расходов с ВВП и расходами на здравоохранение, а также соотношение численности вооружений и всего населения страны.

Всего в рейтинг включено боле 150 стран. Лидируют в нем Израиль, Сингапур и…Армения. Кроме них, в первую десятку вошли Сирия, Россия, Кипр, Южная Корея, Иордания, Греция и Азербайджан. Здесь, пожалуй, требуется уточнение.

Представленный рейтинг ни в коей мере не отражает ни абсолютных цифр военных расходов, ни пересчета этих расходов на душу населения, ни тем более эффективности военных институтов (наличие в первой десятке Сирии и отсутствие в ней США – весомая информация к размышлению).

И понять, почему нищая Армения опережает в этом рейтинге динамично развивающийся Азербайджан, в общем-то, нетрудно. Да, Ереван тратит на армию большую долю от своего ВВП и сильнее урезает социальные расходы, чем Азербайджан, но ВВП Азербайджана от ВВП Армении отличается слишком сильно. Вот и получаем "на выходе", что военный бюджет Азербайджана вдвое превосходит весь госбюджет Армении, причем если экономика Азербайджана такую нагрузку выдерживает, то об Армении этого явно не сказать.

По сути дела, Азербайджану удалось загнать Армению в пресловутую "гонку вооружений", и шансов выдержать эту гонку у Еревана немного. Здесь, конечно, могут вести себя по сформулированному еще Гитлером принципу "Пушки вместо масла!", только вот, как показал пример более не существующего СССР, проводить такую политику до бесконечности не получится.

В какой-то момент социальные протестные настроения обязательно достигают критической черты, и тогда даже репрессивные механизмы вряд ли помогут.

Впрочем, куда тревожнее другое. Армения, напомним, находится под "зонтиком" ОДКБ, а за ее безопасность отвечает российская военная база в Гюмри. На этом фоне военные расходы самого Еревана определяющего значения для безопасности Армении иметь не могут. Другое дело, что степень милитаризации армянского общества – это не более чем "производная" от агрессивной политики Армении, пронизывающей здесь все.

Приближающаяся "круглая дата" – 24 апреля 1915 года – взвинтила степень истерии до критической черты. "Главным завоеванием 100-летия "геноцида армян" будет то, что мы всем народом уже начнем говорить не только о признании и криминализации отрицания факта "геноцида", но и о компенсации и ликвидации последствий "геноцида" – об этом на пресс-конференции заявил глава офиса "Ай дата" и по политическим вопросам АРФ "Дашнакцутюн" Киро Маноян.

"Мы уже активно начали проводить соответствующие мероприятия, кроме того, создавать определенный политический настрой. И свидетельством этого является то, что Турция уже пытается противодействовать указанным шагам", – отметил Маноян. "Нашей главной задачей должно быть усиление требований в отношении Турции", – подчеркнул глава офиса "Ай дата" и по политическим вопросам АРФД.

Формально, конечно, АРФД – это не правительство Армении, дашнаки даже вышли из правительственной коалиции. Однако еще в июле 2013 года тогдашний генеральный прокурор Армении Агван Овсепян, выступая на Всеармянском международном форуме юристов, прямо призвал "вернуть армянские исторические территории".

То есть озвучил территориальные притязания к Турции. Как разглагольствовал господин Овсепян, признание "геноцида армян" различными государствами – это, дескать. "эмоционально-нравственный" вопрос, а теперь неплохо было бы перейти в "правовую плоскость".

То есть для ликвидации последствий "геноцида" потомки его жертв "должны получить материальную компенсацию, Армянской церкви должны быть возвращены церкви, чудом сохранившиеся на территории Турции, и церковные земли, Республика Армения должна получить свои потерянные территории".

Сегодня антитурецкая истерия в Армении "раскручивается" вновь. Но особую пикантность ситуации придают некоторые обстоятельства. Сегодня Армения готовится к вступлению в Евразийский союз, притом что еще совсем недавно собиралась в Европейский, и подобные масштабные акции здесь вряд ли могут происходить без "отмашки" от Москвы. Которая теперь, если верить официальной хронике, стремительно "сближается" с Турцией и даже готова провести по ее территории заблокированный "Южный поток".

Впрочем, ситуация вокруг сорвавшихся планов российского газового экспорта становится все более туманной. В Турции выступают с заявлениями, смысл которых сводится к тому, что, во-первых, приоритетным для Анкары остается азербайджанский проект TANAP, а во-вторых, планы России по газовому экспорту пока что представляют собой декларацию о намерениях и не более того.

Плюс ко всему союзники по НАТО весьма прозрачно призывают Турцию поддержать санкции ЕС против России, и понятно, что речь идет в первую очередь о блокировке российского газового экспорта. Но весь вопрос в том, что перекрывать "Южный поток" Европа может позволить себе только при наличии альтернативных источников газа.

Страны Восточной Европы, зависящие от российского газа, борются за альтернативные источники поставок, после того как 1 декабря президент России Владимир Путин застал их врасплох своим решением приостановить строительство газопровода "Южный поток", минующего территорию Украины, пишут корреспонденты агентства Bloomberg Золтан Симон и Ладка Бауерова.

В столице Словакии Братиславе состоялась встреча по энергобезопасности премьер-министров Чехии, Венгрии, Словакии и Польши, говорится в статье. Лидеры региона составляют список возможных альтернатив "Южному потоку", в который входит план по доступу к азербайджанскому газу, сообщает агентство.

Предполагается, что газ будет поступать из Азербайджана в Европу по серии газопроводов под названием "Южный газовый коридор". Его начальная мощность составит 10 млрд кубометров в год, т.е. одна шестую от мощности "Южного потока". Однако, добавим от себя, в случае "подключения" экспортеров из Центральной Азии потенциальные объемы возрастут.

Евросоюз нацелился на реализацию "Южного газового коридора" в обход России и рассчитывает получить голубое топливо с месторождений Азербайджана, Казахстана и Туркмении через пять лет, к 2019 году, констатирует и газета "Утро".

После отказа России от строительства газопровода "Южный поток" одним из приоритетов для Евросоюза становится проект "Южного газового коридора", заявил еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович.

"Доставка каспийского газа в ЕС очень важна для диверсификации маршрутов и источников энергии", – цитирует еврокомиссара "Интерфакс". Министры энергетики стран-членов Евросоюза обсудили "возможность упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта".

По словам Шефчовича, государства, через которые планируется протянуть газовые ветки "Южного коридора", уже дали свое принципиальное согласие на реализацию этого крупномасштабного проекта.

"В ходе контактов с властями Азербайджана и Турции я получил заверения, что они привержены созданию проектов в рамках "Южного газового коридора", включая Транскаспийский газопровод", – заявил Шефчович. Еврокомиссар рассчитывает, что первый газ из Каспийского региона по "Южному газовому коридору" должен поступить в Европу к 2019 году.

А на этом фоне, предупреждают эксперты, по меньшей мере, не стоит недооценивать риск, что Россия попытается заблокировать невыгодный газовый импорт в Европу "силовым" путем.

Причем действовать она будет руками своего "форпоста" – Армении. Вопрос только в том, насколько Запад готов поверить в "самостоятельность" Еревана. И насколько он заинтересован в безопасности альтернативных путей экспорта газа.