Медицинская статистика, беспристрастно выводящая автомобильные катастрофы в лидеры человеческой смертности, совершенно упускает из виду тех пострадавших, которые в ходе аварии получили незначительные повреждения, не представляющие опасности для жизни, и после непродолжительного пребывания в больнице были отпущены домой
Однако отсутствие внешних признаков тяжелой травмы, как утверждают американские ученые, еще не означает, что критические обстоятельства никак не повлияли на человеческий организм.
Только вот о природе этого воздействия до сих пор практически ничего не знали.
Специалисты лабораторий Sandia и научно-медицинского центра Нью-Мексико на основе своих исследований установили, что наиболее существенным последствием автокатастрофы становятся повреждения головного мозга.
Причем выявить их врачи могут далеко не всегда, так что пострадавший возвращается к обычной жизни, недоумевая, с чем связаны появившиеся у него приступы головной боли, помутнения сознания, нарушения памяти и прочие крайне неприятные симптомы.
Казалось бы, руки-ноги целы, голова на месте, да и во время пережитого ДТП ничего особо страшного не случилось. Но в глубинах головного мозга уже произошли изменения, связанные с полученной травмой, которой ни медики, ни сам автомобилист не придали значения.
Между тем центральная нервная система часто преподносит ученым настоящие сюрпризы, и объяснить их даже современная медицина порой не в состоянии.
Авторы исследования утверждают, что для травматических процессов в мозговых тканях достаточно всего лишь одной миллисекунды. За этот неуловимый для человеческого сознания промежуток времени пассажир разбивающегося авто может удариться головой, к примеру, о ветровое стекло и получить незаметное, но судьбоносное повреждение.
Ученые, пытавшиеся досконально разобраться в сути вопроса, воссоздали этот процесс с помощью компьютерного моделирования. Теперь они с уверенностью заявляют, что только в Соединенных Штатах более 5 млн человек страдают от невыявленных последствий аварий.
Нарушения, настигающие жертву ДТП спустя некоторое время, могут помешать пострадавшему вести нормальный образ жизни и, более того, быть полноценным членом общества. Мозговые проблемы, проявляющие себя сначала исподтишка а затем все отчетливее и заметнее, не позволяют травмированным людям заниматься познавательной деятельностью и запоминать большой объем информации.
Пагубные изменения станут заметны даже со стороны, когда у пострадавшего нарушится координация движений и утратится ряд моторных функций.
Актуальность этого исследования связана с военной кампанией американских войск в Ираке, откуда многие солдаты возвращаются нормальными с виду, но с нарушениями мозговой деятельности. Подобного рода повреждения в ходе боевых действий могут быть получены военнослужащими, как предполагают специалисты, от удара взрывной волной.
Кроме того, чреватые последствиями микротравмы мозга возникают даже у тех, кто находится поблизости от какого-нибудь самодельного взрывного устройства, когда саперы приводят его в действие "в безопасных условиях", чтобы обезвредить.
Один из участников эксперимента профессор Тэйлор считает, что компьютерная модель – это гораздо более гуманный и эффективный способ изучения травматического воздействия сильного толчка на головной мозг, чем опыты на животных. Специальная программа позволяет увидеть в цифровом изображении, что происходит во время удара о ветровое стекло с черепом, головным мозгом и спинномозговой жидкостью.
Эта сложная система, выстроенная с учетом законов биофизики, функционирует благодаря объединенным общей задачей 64 компьютерным процессорам. Профессор Тэйлор поясняет: "Наша модель иллюстрирует изменения, происходящие в черепной коробке автомобилиста, который ехал со скоростью около 60 км/час и не был пристегнут ремнем безопасности, когда попал в лобовое столкновение с неподвижным предметом".
Ученые выяснили, что характер и степень травмы зависит от типа "встряски", которой во время катастрофы подвергаются клетки головного мозга. Причем этих типов, как оказалось, бывает всего два: "сдавливание", что может повредить внутреннюю структуру тканей, и "дергание", способное вызвать прободение клеточных стенок и мембран и, соответственно, смерть нейронов.