Эксперты высказали диаметрально противоположные мнения по этому вопросу.
Как передает AZE.az, карабахский конфликт на протяжении более 20 лет никак не может найти своего разрешения, пишет echo.az. Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – 20 процентов территории Азербайджана – находятся под оккупацией Вооруженных сил Армении. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.
Это при том, что существуют даже принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению Нагорно-Карабахского региона и других оккупированных территорий, до сих пор не выполняющихся Арменией. В результате оккупации территории Азербайджана около миллиона граждан страны стали вынужденными переселенцами и беженцами.
Минская группа ОБСЕ до сих пор фактически возглавляет процесс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном. Целью Минской группы ОБСЕ является обеспечение постоянного форума для переговоров по мирному разрешению кризиса на базе принципов, обязательств и положений ОБСЕ. В настоящее время сопредседателями являются: сопредседатель Пьер Андрие – июнь, 2014 (Франция), сопредседатель Игорь Попов (Российская Федерация), сопредседатель Джеймс Уорлик – 6 августа 2013 (США). Они регулярно посещают регион для ведения переговоров на высоком уровне между сторонами. Они также проводят встречи с Председателем и другими членами Минской группы ОБСЕ для сообщения им отчета о переговорах. Но все их заявления о желании разрешить конфликт остаются лишь на бумаге или на словах.
"Сегодня нет альтернативной организации, которая могла бы заменить МГ ОБСЕ, а расширить состав сопредседателей крайне сложно, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть", – руководитель Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде. По его словам, формат МГ ОБСЕ был сформирован не просто так, туда входят 11 государств, в том числе Турция. Однако сопредседателей всего трое: Россия, США и Франция, включить сегодня в этот состав Турцию крайне сложно, по известным причинам.
ОБСЕ является единственной в регионе организацией, которая занимается обеспечением безопасности стран-участниц, которыми является Армения и Азербайджан. Отказ от МГ ОБСЕ – это фактически отказ от самой организации ОБСЕ. Такой шаг в настоящее время маловероятен.
"Не раз поднимали тему включения Ирана в существующий формат МГ ОБСЕ, но ИРИ не является членом ОБСЕ. Другой формат сотрудничества возможен лишь на условии, если такое желание выразят участники конфликта, то есть Армения и Азербайджана.
Плюс ко всему, новый формат должен быть действенным с точки зрения реальной политики. А в этом есть определенные проблемы. Сегодня сопредседателями МГ ОБСЕ являются три страны – члены Совета безопасности ООН. А например, Иран и Турция не являются членами Совбеза ООН", – отметил он.
Как сказал эксперт, получается, что нынешний формат МГ ОБСЕ – это объективная реальность. "Также не раз говорили о включении в формат Германии, Великобритании и других государств, но они вряд ли смогут что-либо предпринять для разрешения Карабахского конфликта. Ведь, как правило, ни одно из перечисленных стран, кроме как Турции не выступает с конкретными требованиями о безоговорочном соблюдении международных прав со стороны Армении. Эти государства не говорят о четырех резолюциях Совета безопасности ООН по освобождению Нагорно-Карабахского региона и других оккупированных территорий…", – пояснил он.
По его словам, отказаться от МГ ОБСЕ сегодня сложно, так как посредники в априори необходимы, но просто пока приходится довольствоваться теми, кто есть. Это проблемы международной политики, которые сложно решаемы. "Убежден, что в нынешней ситуации именно формат Минской группы ОБСЕ предоставляет возможность поиска решения "Карабахской проблемы" исключительно мирным путем.
Известно, что определенные силы в руководстве Азербайджана при поддержке руководства Турции настаивают именно на силовом решении проблемы, т. е. на начале активных военных действий в отношении Армении, под контролем которой находится спорная территория региона Нагорный Карабах, а также несколько однозначно азербайджанских районов, выполняющих роль буферной зоны.
Недавно появившаяся информация о якобы имеющемся у Москвы плане промежуточного урегулирования территориального спора Баку и Еревана, суть которого в возвращении Азербайджану большинства вышеуказанных районов (за исключением выполняющих роль коридора/пуповины между Нагорным Карабахом и Арменией), на мой взгляд, достойна внимания.
Однако успешность реализации плана под большим вопросом, поскольку нет гарантий прекращения боевых столкновений между конфликтующими сторонами по всем периметру уже новой границы Азербайджана с Нагорным Карабахом.
Для исключения вероятности эскалации ситуации логично было бы заменить воинские подразделения Армении (как бы официально они не именовались) вдоль границы Нагорного Карабаха с Азербайджаном на миротворцев из стран-участниц Минской группы ОБСЕ, либо, что предпочтительнее, на миротворцев из России и Казахстана, как стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)", – заявил изданию политолог, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков.
По его словам, в состав Минской группы ОБСЕ может и должен быть введен Иран, как одно из ключевых и авторитетных государств региона. В т.ч. его представитель может стать четвертым сопредседателем. Важен факт того, что Иран, как и Россия, имеет широкие партнерские отношения и с Азербайджаном, и с Арменией, в обеих столицах к его мнению прислушиваются. Также, как и Россия, Иран заинтересован исключительно в мирном исходе противостояния двух соседних государств в кавказском регионе.
"Это его разительно отличает от Турции, которая не просто поддерживает Азербайджан в его конфликте с Арменией, в т.ч. поставками летального вооружения и экономической блокадой Еревана, но и, как я уже отмечал выше, всячески подталкивает Баку к началу второй войны за Нагорный Карабах, в т.ч. проводя соответствующую информационную пропаганду среди населения Азербайджана как посредством своих медиа-ресурсов, популярных в Азербайджане, так и посредством солидарных или различными способами финансируемых Анкарой местных медиа-ресурсов и лидеров общественного мнения.
Все это происходит, невзирая на то, что Турция является членом Минской группы ОБСЕ и согласно ее целям и задачам обязана всячески препятствовать перерастанию конфликта в новую азербайджано-армянскую войну. С учетом этого, как минимум неэтично вести речь о назначении представителя Анкары сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Вероятно, требует серьезного обсуждения даже само участие Турции в этом проекте в качестве посредника и миротворца", – добавил он.
Однако вопрос несправедливого отношения МГ ОБСЕ поднимается на протяжении не одного года, как правило, сопредседатели оправдываются тем, что в соответствии с мандатом ОБСЕ их задача заключается в продвижении мирного урегулирования конфликта и, в частности, в способствовании переговоров по всеобъемлющему урегулированию конфликта. "Мы не являемся ни судьями, ни адвокатами каких-то определенных позиций", – отмечали они в одном из своих заявлений.
Часть азербайджанских политологов не раз заявляли, что сопредседатели МГ ОБСЕ занимаются имитацией под посреднической миссией. Совершая визиты в регион, они только и делают, что готовят отчеты и представляют их в ОБСЕ, и этим завершают свою деятельность. А это значит, что настало время изменить или расширить формат института сопредседателей МГ ОБСЕ. В разное время предлагали включить в формат МГ ОБСЕ Турцию и Иран, но обычно все эти предложения позже сходили на нет.
Другая часть считает, что пока альтернативы нет. В одном из интервью изданию политолог, депутат Милли меджлиса Расим Мусабеков сказал, что многие эксперты говорят об альтернативе МГ ОБСЕ, которая сегодня себя исчерпала.
Из пяти великих держав трое являются сопредседателями МГ ОБСЕ. "Китай не имеет никакого желания вовлекаться в данный процесс, а Великобритания, фактически, неотделима от политики США. Сегодня не существует международной организации или страны, которая могла бы вместо МГ ОБСЕ взять на себя миссию достижения прогресса в урегулировании Карабахского конфликта.
Звучат предложения по увеличению числа представителей МГ ОБСЕ, но они тоже обречены на провал. По существу это означает, что вместо того, чтобы заниматься содержанием процесса урегулирования проблемы, начнутся споры по нахождению посредников. А затем, когда посредников станет пять, необходим будет модератор, который будет находить общий знаменатель в их высказываниях. Несмотря на все минусы, альтернативы МГ ОБСЕ нет", – отметил он.
В любом случае, хочется верить, что, несмотря на существующий формат МГ ОБСЕ, в этом году удастся увидеть продвижение в урегулировании карабахского конфликта…