Политолог Расим Мусабеков прокомментировал назначение Метью Брайзы послом США в Азербайджане.
Президент США Барак Обама воспользовался парламентскими каникулами, чтобы назначить четырех послов, сообщает Associated Press.
По американским законам, кандидатуры послов США, вносимые президентом, должна одобрить верхняя палата Конгресса. Однако в момент парламентских каникул у президента США есть право единолично принимать решение о назначении послов. Обама воспользовался такой возможностью, предоставляемой законодательством, для того, чтобы назначить послов в Азербайджан, Сирию, Турцию и Чехию.
Президент США еще несколько месяцев назад представил Сенату кандидатов на эти должности, однако законодатели их так и не утвердили. На пост посла США в Азербайджане Барак Обама назначил Мэтью Брайзу (Matthew Bryza), работавшего ранее в американском диппредставительстве в России и сопредседателем Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта. Против кандидатуры М.Брайзы яростно выступало армянское лобби в американском Сенате, которому удалось собрать голоса против его назначения на должность посла США в Азербайджане. Однако Б.Обама нашел законодательную возможность обойти запрет Сената и подписал указ о назначении Брайзы послом в нашей стране.
Как сообщает AZE.az, назначение Брайзы прокомментировал Новости-Азербайджан депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков.
– Проармянским силам в США не удалось в конечном итоге заблокировать назначение М.Брайзы на должность посла США в Азербайджане. Означает ли это слабость армянского лобби?
– Шум, поднятый проармянскими силами в США был нужен им для того, чтобы иметь повод продемонстрировать свою силу, чтобы администрация США вступила в торг с армянскими лоббистами, получая какие-то отступные в тех вопросах, которые армян больше беспокоят. В этом суть всей диаспорской возни против М.Брайзы. Торг не давал результатов, и они продолжали свою деструктивную деятельность. Но, в конце-концов, высшей администрации США это надоело, игры армянских лоббистов дискредитировали Соединенные Штаты, и я думаю, что осознание этого привело к назначению М.Брайзы послом США в Азербайджане.
Кстати, не исключаю, что это решение устраивало и армянских лоббистов в Сенате. Решение Обамы дает возможность проармянскому сенатору Бокстер сказать, что она настаивала на блокировании кандидатуры Брайзы, но администрация воспользовалась своими возможностями и провела его на должность посла. Грубо говоря, и армянские лоббисты на Бокстер теперь не наезжают, и вопрос посла США в Азербайджане, наконец, решился.
– В Азербайджане Мэтью Брайза известен давно и хорошо в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Не всегда он вызывал в Азербайджане бурю восторга. Симпатии у нас к нему, может, появились как результат армянской возни против Брайзы. Как с этой точки зрения вы оцениваете нового посла США?
– Американцы выбирают на должность послов не для того, чтобы понравиться стране, в которую его назначают, доставить удовольствие Азербайджану. Понятно, что если кандидатура нам не нравится, мы можем это высказать, но, в общем, это кадровые дела США для того, чтобы посол продвигал американскую политику, а не азербайджанскую.
Другое дело, что М.Брайза – авторитетный посол. Он очень хорошо информирован в важных для нас карабахской и каспийской проблемах – разделе Каспия. У него серьезный опыт работы в России. Его оценки, предложения, направленные в качестве посла США в Госдепартамент будут иметь вес. В этом смысле американская политика, которая в последние полтора-два года была незаметна в Азербайджане, теперь будет звучать. Американская настойчивость в продвижении тех или иных вопросов будет ощущаться. В этом смысле я оцениваю назначение М.Брайзы позитивно.
– Нас интересуют его деловые качества, объективность…
– Объективность зависит от точки, на которой вы стоите и оцениваете. М.Брайзе важна миссия посла США в Азербайджане и то, как он эту миссию выполнит. Я думаю, что он с ней справится. Во всяком случае, у нас нет оснований подозревать М.Брайзу в каких-то проармянских симпатиях, с учетом активности армянского лобби и проармянских настроений американских дипломатов.